| Вид занятий | № семестров | |||||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого | ||||||||||||
| УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | УП | РП | |
| Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 | ||||||||||||||||||
| Лабораторные | ||||||||||||||||||||||
| Практические | 28 | 28 | 28 | 28 | ||||||||||||||||||
| КСР | ||||||||||||||||||||||
| Семинар. | ||||||||||||||||||||||
| Ауд. занятия | 56 | 56 | 56 | 56 | ||||||||||||||||||
| Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 | ||||||||||||||||||
| Часы на конт. | 27 | 27 | 27 | 27 | ||||||||||||||||||
| Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | ||||||||||||||||||
Начальник Учебно-методического управления: _____________________ /Майзель Т.В./
Заведующий кафедрой: _____________________ /доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
Программу составил(и): _____________________ /проф., доктор филол. наук Шпилевая Г.А./
Рабочая программа дисциплины: Теория литературы
Разработана в соответствии с ФГОС:
Составлена на основании учебного плана: b44.03.05-РЛ_2014.plm.xml направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили "Русский язык", "Литература"
утвержденного учёным советом вуза от ____ протокол № ____
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры: Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от __ __________ 20__ г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Заведующий кафедрой: _____________________ /доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
===================================================================================
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от ____________ 20__ г. № __
Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от ____________ 20__ г. № __
Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от ____________ 20__ г. № __
Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от ____________ 20__ г. № __
Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
| 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 1.1 | Подготовить специалиста, способного ориентироваться в историко-теоретических вопросах науки; Научить владеть литературоведческим инструментарием (в рамках читаемого курса); Подготовить бакалавра, умеющего научить школьника важнейшим приемам анализа художественного текста. |
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП | |
| Цикл (раздел) ОП: | Б1.В.ОД.1.4 |
| 2.1. | Требования к предварительной подготовке обучающегося: |
| Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Русская литература и культура XI – XIX веков» | |
| 2.2. | Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: |
| Литературная критика; Типология зарубежной литературы ХХ века; Типология русской литературы XIX века | |
| 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
| ОК-1.способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения |
| Знать: исторические закономерности развития литературоведения |
| Уметь:обобщать, анализировать литературные тексты |
| Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
| ОПК-2.способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся |
| Знать: Знает об особенностях обучения с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. |
| Уметь:Умеет спланировать урок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, учитывает психофизические особенностей школьников в общении. |
| Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеет умениями проектирования индивидуальных траекторий обучения школьников. |
| СК-10.готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса |
| Знать: Знать фактографию литературного процесса в социокультурном контексте исторического развития |
| Уметь:Уметь характеризовать художественный мир писателя, его творческую индивидуальность |
| Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеть навыками историко-аналитического освоения художественного текста, перевода с образного языка на язык логики и навыками классификации литературных явлений по степени их значимости в истории литературного процесса. |
| СК-11.владеет знаниями об истории и принципах литературной критики |
| Знать: Знает структурные звенья теории литературы |
| Уметь:Умеет объяснить роль и значение литературной критики в системе лите-ратуроведения и в живом литературном движении |
| Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеет интерпретационным способом подхода к литературному тексту |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
| 3.1. | Знать:об исторических предпосылках появления основных категорий теории литературы. |
| 3.2. | Уметь:соотносить художественный текст и теоретические категории литературоведения. |
| 3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности:анализировать художественный текст с учетом эпохи его создания и индивидуальности авторского почерка. |
| 4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||
| Код занятия | Наименование и содержание разделов / тем / видов занятий /вид занятия | Семестр / Курс | Часов | Литература | Примечания |
| 1.1. | История и литература: художественный метод и его эпоха /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
| 1.2. | Исторические предпосылки возникновения античной, средневековой литературы, искусства Ренессанса, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и модернизма. /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3 | |
| 1.3. | Проблема развития и свободы художника на разных ступенях исторического процесса /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.6, Л2.2 | |
| 1.4. | Проблема адресат и адресант в синхроническом разрезе развития литературы и возникновение новых поэтологических явлений /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.6, Л2.3 | |
| 1.5. | Эстетическая рефлексия и бытие художника /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.6. | Художественное произведение как результат эстетической рефлексии художника; понятие об экфрасисе /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.6, Л2.3 | |
| 1.7. | Проблемы жанрологии /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.8. | Родовая и жанровая природа текста относительно исторического процесса: жанры отмирающие и возрождающиеся, бахтинская теория «памяти жанра». /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.4, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3 | |
| 1.9. | Понятие о художественном мышлении /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.10. | Понятие о мифологическом, эпическом и романном художественных мышлениях. Основные принципы изображения личности в процессе формирования художественного мышления: человек и мирозданье, человек и общество, человек как «последняя и единственная мера жизни». /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.11. | Учение о хронотопе /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.12. | Хронотоп и жанрово-родовая природа художественного произведения. Хронотоп и жанр, род литературы. /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.13. | Этапы развития теории литературы в античную эпоху и в эпоху классицизма. /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.14. | Теория литературы в античную эпоху: учение Аристотеля о подражательной природе искусства. Эпоха классицизма и теоретические открытия в области литературы: учение Лессинга и Буало /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.15. | Отечественное литературоведение; Учение Гегеля об искусстве. /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.16. | Русские классицисты (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Смотрицкий, Ржевский и др.), их вклад в отечественное стихосложение. Гегель – теоретик литературы; учение о драме, субстанциональных данностях трагического и комического /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л2.3 | |
| 1.17. | Русские «формалисты» и «структуралисты». /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.18. | Русская «формальная школа» и ее представители. Тартуская школа литературоведения и лотмановские принципы семиотической природы искусства /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л2.3 | |
| 1.19. | Аспекты герменевтики /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.20. | Понятие о ценности художественного текста. Герменевтика /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.6, Л2.3 | |
| 1.21. | Проблема «оценки» художественного текста. Классическая (вершинная) литература /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.22. | Оценочная «вертикаль» художественной литературы: классическая литература, беллетристика, массовая литература. Основные формально-содержательные признаки различных разделов словесности. Способность классики «вести читателя вперед», развивать его интеллектуальные и духовные потенциалы /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.6, Л2.3 | |
| 1.23. | Основы теории беллетристики. Теория «массового» искусства. /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 | |
| 1.24. | Образовательные, развивающие, гуманистические функции качественной беллетристики. Массовая литература как срез массового сознания эпохи: тиражирование образов, идей, приемов. /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 | |
| 1.25. | Теория автора и читателя /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.26. | Основные современные тенденции развития науки теория литературы. Теория автора как основное направление развития науки. Многозначность термина автор. /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.6, Л2.2, Л2.3 | |
| 1.27. | О значении теории литературы /Лек/ | 10/5 | 2 | Л1.1 | |
| 1.28. | Теория и практика чтения художественного текста, умение интерпретировать образы, навыки интертекстуального анализа /Практ/ | 10/5 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3 | |
| 1.29. | Самостоятельная работа студента /СРС/ | 10/5 | 61 | Л1.1, Л1.3 | |
| 1.30. | Часы на промежуточную аттестацию /Контроль/ | 10/5 | 27 | ||
| 5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | |
| 5.1. Фонд оценочных средств для текущей аттестации | |
| Примерные темы эссе | |
| 5.2. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации | |






