Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

№ семестров

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  

Итого

УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП УП РП
Лекции                                     28 28 28 28
Лабораторные                                            
Практические                                     28 28 28 28
КСР                                            
Семинар.                                            
Ауд. занятия                                     56 56 56 56
Сам. работа                                     61 61 61 61
Часы на конт.                                     27 27 27 27
Итого                                     144 144 144 144

 

Начальник Учебно-методического управления:     _____________________ /Майзель Т.В./

Заведующий кафедрой:     _____________________ /доц., канд. филол. наук Доброва С.И./

Программу составил(и):     _____________________ /проф., доктор филол. наук Шпилевая Г.А./

 

Рабочая программа дисциплины: Теория литературы

Разработана в соответствии с ФГОС:

Составлена на основании учебного плана: b44.03.05-РЛ_2014.plm.xml направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили "Русский язык", "Литература"
утвержденного учёным советом вуза от ____ протокол № ____

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры: Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
Протокол от __ __________ 20__ г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Заведующий кафедрой:      _____________________ /доц., канд. филол. наук Доброва С.И./


===================================================================================
           Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
           исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
           Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
                                          Протокол от ____________ 20__ г. № __
                                          Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
                                          Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
           Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
           исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
           Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
                                          Протокол от ____________ 20__ г. № __
                                          Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
                                          Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
           Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
           исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
           Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
                                          Протокол от ____________ 20__ г. № __
                                          Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
                                          Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================
           Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
           исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры:
           Теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
                                          Протокол от ____________ 20__ г. № __
                                          Зав. кафедрой _________________/ доц., канд. филол. наук Доброва С.И./
                                          Ведущий преподаватель _________/__________________/
===================================================================================


 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Подготовить специалиста, способного ориентироваться в историко-теоретических вопросах науки; Научить владеть литературоведческим инструментарием (в рамках читаемого курса); Подготовить бакалавра, умеющего научить школьника важнейшим приемам анализа художественного текста.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Цикл (раздел) ОП:            Б1.В.ОД.1.4
2.1.            Требования к предварительной подготовке обучающегося:
             Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Русская литература и культура XI – XIX веков»
2.2.            Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
             Литературная критика; Типология зарубежной литературы ХХ века; Типология русской литературы XIX века

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
           ОК-1.способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
           Знать: исторические закономерности развития литературоведения 
           Уметь:обобщать, анализировать литературные тексты 
           Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 
           ОПК-2.способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
           Знать: Знает об особенностях обучения с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. 
           Уметь:Умеет спланировать урок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, учитывает психофизические особенностей школьников в общении. 
           Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеет умениями проектирования индивидуальных траекторий обучения школьников. 
           СК-10.готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса
           Знать: Знать фактографию литературного процесса в социокультурном контексте исторического развития 
           Уметь:Уметь характеризовать художественный мир писателя, его творческую индивидуальность 
           Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеть навыками историко-аналитического освоения художественного текста, перевода с образного языка на язык логики и навыками классификации литературных явлений по степени их значимости в истории литературного процесса. 
           СК-11.владеет знаниями об истории и принципах литературной критики
           Знать: Знает структурные звенья теории литературы 
           Уметь:Умеет объяснить роль и значение литературной критики в системе лите-ратуроведения и в живом литературном движении 
           Иметь навыки и (или) опыт деятельности:Владеет интерпретационным способом подхода к литературному тексту 

 

           В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1.            Знать:об исторических предпосылках появления основных категорий теории литературы.
3.2.            Уметь:соотносить художественный текст и теоретические категории литературоведения.
3.3.            Иметь навыки и (или) опыт деятельности:анализировать художественный текст с учетом эпохи его создания и индивидуальности авторского почерка.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Код занятия Наименование и содержание разделов / тем / видов занятий /вид занятия Семестр / Курс Часов Литература Примечания
1.1. История и литература: художественный метод и его эпоха /Лек/ 10/5 2  Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3  
1.2. Исторические предпосылки возникновения античной, средневековой литературы, искусства Ренессанса, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и модернизма. /Практ/ 10/5 2  Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3  
1.3. Проблема развития и свободы художника на разных ступенях исторического процесса /Лек/ 10/5 2  Л1.6, Л2.2  
1.4. Проблема адресат и адресант в синхроническом разрезе развития литературы и возникновение новых поэтологических явлений /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.6, Л2.3  
1.5. Эстетическая рефлексия и бытие художника /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.6. Художественное произведение как результат эстетической рефлексии художника; понятие об экфрасисе /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.6, Л2.3  
1.7. Проблемы жанрологии /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.8. Родовая и жанровая природа текста относительно исторического процесса: жанры отмирающие и возрождающиеся, бахтинская теория «памяти жанра». /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.4, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3  
1.9. Понятие о художественном мышлении /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.10. Понятие о мифологическом, эпическом и романном художественных мышлениях. Основные принципы изображения личности в процессе формирования художественного мышления: человек и мирозданье, человек и общество, человек как «последняя и единственная мера жизни». /Практ/ 10/5 2  Л1.1  
1.11. Учение о хронотопе /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.12. Хронотоп и жанрово-родовая природа художественного произведения. Хронотоп и жанр, род литературы. /Практ/ 10/5 2  Л1.1  
1.13. Этапы развития теории литературы в античную эпоху и в эпоху классицизма. /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.14. Теория литературы в античную эпоху: учение Аристотеля о подражательной природе искусства. Эпоха классицизма и теоретические открытия в области литературы: учение Лессинга и Буало /Практ/ 10/5 2  Л1.1  
1.15. Отечественное литературоведение; Учение Гегеля об искусстве. /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.16. Русские классицисты (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Смотрицкий, Ржевский и др.), их вклад в отечественное стихосложение. Гегель – теоретик литературы; учение о драме, субстанциональных данностях трагического и комического /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л2.3  
1.17. Русские «формалисты» и «структуралисты». /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.18. Русская «формальная школа» и ее представители. Тартуская школа литературоведения и лотмановские принципы семиотической природы искусства /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л2.3  
1.19. Аспекты герменевтики /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.20. Понятие о ценности художественного текста. Герменевтика /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.6, Л2.3  
1.21. Проблема «оценки» художественного текста. Классическая (вершинная) литература /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.22. Оценочная «вертикаль» художественной литературы: классическая литература, беллетристика, массовая литература. Основные формально-содержательные признаки различных разделов словесности. Способность классики «вести читателя вперед», развивать его интеллектуальные и духовные потенциалы /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.6, Л2.3  
1.23. Основы теории беллетристики. Теория «массового» искусства. /Лек/ 10/5 2  Л1.1, Л2.2, Л2.3  
1.24. Образовательные, развивающие, гуманистические функции качественной беллетристики. Массовая литература как срез массового сознания эпохи: тиражирование образов, идей, приемов. /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.3, Л2.3  
1.25. Теория автора и читателя /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.26. Основные современные тенденции развития науки теория литературы. Теория автора как основное направление развития науки. Многозначность термина автор. /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.6, Л2.2, Л2.3  
1.27. О значении теории литературы /Лек/ 10/5 2  Л1.1  
1.28. Теория и практика чтения художественного текста, умение интерпретировать образы, навыки интертекстуального анализа /Практ/ 10/5 2  Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3  
1.29. Самостоятельная работа студента /СРС/ 10/5 61  Л1.1, Л1.3  
1.30. Часы на промежуточную аттестацию /Контроль/ 10/5 27    

 


























































5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1. Фонд оценочных средств для текущей аттестации

Примерные темы эссе
Как происходит рождение автора в литературе?
Авторство как сочинение и как интерпретация.
Типы культуры и функции поэтического слова.
Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)
Что такое лирический герой? (“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”,
“Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)
В чем специфика лирического сюжета? («Выхожу один я на дорогу», «Дума», «Есть речи значенье»)
В чем специфика лирического слова в его отличии от лиро-эпического? (стихотворение «Мой демон» и поэма «Демон»).
В чем специфика балладной поэтики? (показать на примере баллады Лермонтова «Морская царевна» или «Тамара»)
Проанализируйте образ повествователя в «повести А. Пушкина «Метель»
Проанализируйте образ читателя в повести А. Пушкина «Гробовщик»
Сделайте сравнительный анализ образов Ивана Петровича Белкина («Повести Белкина» Пушкина) и Рудого Панько («Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя)
Образ читателя/слушателя в «Вечере накануне Ивана Купала» («Майская ночь, или утопленница»).
Образ читателя и его место в системе персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души».

Показатели и критерии оценки эссе:
5 (пять) - вопрос раскрыт полностью и без ошибок, эссе написано правильным литературным языком, приведены аргументы, присутствует личная оценка проблемы
4 (четыре) - вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок либо имеются незначительные и/или единичные ошибки, либо допущены 1–2 фактические ошибки
3 (три) - вопрос раскрыт частично либо эссе написано небрежно, неаккуратно, использованы необщепринятые сокращения, затрудняющие ее прочтение, либо допущено 3–4 фактические ошибки
2 (два) - обнаруживается общее представление о сущности вопроса

5.2. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: