Тема 4. Налоговый контроль
Современная редакция Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82 НК РФ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Объектом налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и пошлин, а также движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков
Целями налогового контроля являются: выявление фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований законодательства о налогах и сборах обязанными лицами; защита интересов государства и муниципальных образований; устранение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.
|
|
Основные задачи налогового контроля:
Ø соблюдение законодательства о налогах и сборах;
Ø обеспечение правильности исчисления налогов и сборов;
Ø обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
Ø предупреждение налоговых правонарушений.
Принципами налогового контроля являются: законность, юриди ческое равенство, гласность, соблюдение налоговой тайны, ответственность, защита прав, недопустимость причинения неправомерного вреда, объективность и документальность.
Принцип законности в соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогоплательщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (ст. 1); налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подп. 10 п. 1 ст. 21); на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать I законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 32).
Принцип юридического равенства означает то, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера (ст. 3 НК РФ).
Принцип гласности (открытости) означает доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. Данный принцип выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию.
|
|
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления И требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 8, 9, 15 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Принцип соблюдения налоговой тайны проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее Сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 11К РФ.
Принцип ответственности заключается в применении мер юридической ответственности к лицу, совершившему правонарушение.
Принцип защиты прав проявляется в праве контролируемых субъектов обжаловать действия и акты налоговых органов при осуществления контрольной деятельности.
Принцип недопустимости причинения неправомерного вреда характеризуется недопущением причинения неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).
В силу принципа объективности и документальности налогоплательщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении последними контрольных мероприятий. Согласно п. 3 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.
Органы, осуществляющий налоговый контроль
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).
Должностные лица таможенных органов также несут обязанности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательством Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.
|
|
Органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ).
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Среди субъектов, в отношении которых налоговые органы вправе проводить проверки, выделяются:
налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам, налоговые агенты в определенных случаях при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость (НДС), налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций);
консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение организаций в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности (п. 1,2 ст. 25 НК РФ). Для этого участники КГН определяют ответственного участника группы, который исчисляет и уплачивает налог на прибыль по КГН в целом. Другие налоги участники КГН перечисляют в бюджет самостоятельно.
Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом. Она образуется на основании договора о создании такой группы, который должен быть зарегистрирован в налоговом органе (ст. 25 НК РФ). Участником КГН может стать организация при соответствии требованиям ст. 252 НК РФ (гл. З1 НК РФ);
участник регионального инвестиционного проекта — российская организация, которая получила статус участника проекта
|
|
3.Виды проведения налогового контроля
Виды налогового контроля классифицируются в зависимости от различных признаков.