Органы, осуществляющий налоговый контроль

Тема 4. Налоговый контроль

Современная редакция Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82 НК РФ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Объектом налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и по­шлин, а также движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков

Целями налогового контроля являются: выявление фактов неис­полнения или ненадлежащего исполнения требований законодатель­ства о налогах и сборах обязанными лицами; защита интересов госу­дарства и муниципальных образований; устранение нарушений зако­нодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.

 

Основные задачи налогового контроля:

Ø соблюдение законодательства о налогах и сборах;

Ø обеспечение правильности исчисления налогов и сборов;

Ø обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;

Ø предупреждение налоговых правонарушений.

 

Принципами налогового контроля являются: законность, юриди ческое равенство, гласность, соблюдение налоговой тайны, ответст­венность, защита прав, недопустимость причинения неправомерного вреда, объективность и документальность.

Принцип законности в соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогопла­тельщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (ст. 1); налогоплательщики имеют право тре­бовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подп. 10 п. 1 ст. 21); на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать I законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 32).

Принцип юридического равенства означает то, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера (ст. 3 НК РФ).

Принцип гласности (открытости) означает доступную для всех ор­ганизаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. Данный принцип выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их долж­ностных лиц.

Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления И требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 8, 9, 15 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Принцип соблюдения налоговой тайны проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее Сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщи­ке, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 11К РФ.

Принцип ответственности заключается в применении мер юриди­ческой ответственности к лицу, совершившему правонарушение.

Принцип защиты прав проявляется в праве контролируемых субъ­ектов обжаловать действия и акты налоговых органов при осуществ­ления контрольной деятельности.

Принцип недопустимости причинения неправомерного вреда характе­ризуется недопущением причинения неправомерного вреда прове­ряемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении при проведении нало­гового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действия­ми налоговых органов или их должностных лиц при проведении на­логового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).

В силу принципа объективности и документальности налогопла­тельщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении последними кон­трольных мероприятий. Согласно п. 3 ст. 33 НК РФ должностные ли­ца налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

 

Органы, осуществляющий налоговый контроль

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и над­зору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности нало­говых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможен­ным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).

Должностные лица таможенных органов также несут обязан­ности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательст­вом Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является Феде­ральная таможенная служба, которая осуществляет деятельность не­посредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.

Органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ).

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

 

Среди субъектов, в отношении которых налоговые органы вправе проводить проверки, выделяются:

налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам, налоговые агенты в определен­ных случаях при исчислении и уплате налога на добавленную стои­мость (НДС), налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций);

консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение организаций в целях исчисления и уплаты на­лога на прибыль с учетом совокупного результата финансово-хозяй­ственной деятельности (п. 1,2 ст. 25 НК РФ). Для этого участники КГН определяют ответственного участника группы, который исчис­ляет и уплачивает налог на прибыль по КГН в целом. Другие налоги участники КГН перечисляют в бюджет самостоятельно.

Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом. Она образуется на основании договора о созда­нии такой группы, который должен быть зарегистрирован в налоговом органе (ст. 25 НК РФ). Участником КГН может стать организа­ция при соответствии требованиям ст. 252 НК РФ (гл. З1 НК РФ);

участник регионального инвестиционного проекта — российская ор­ганизация, которая получила статус участника проекта

 

3.Виды проведения налогового контроля

Виды налогового контроля классифицируются в зависимости от различных признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: