Требования к содержанию основной части

 курсовой работы

 

К курсовой работе, как к самостоятельному исследованию в области бухгалтерского финансового учета обязательств, предъявляются следующие основные требования:

1) работа должна быть написанана высоком профессиональном уровне; при её написании должны быть обобщены материалы по теме работы с использованием соответствующих федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов Минфина РФ, иных нормативных и инструктивных документов, а также данных специальной и учебной литературы, соответствующих интернет-источников, отражающих состояние законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета на дату написания студентом курсовой работы;

2) материал, почерпнутый из всех литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой и изложен своими словами, при необходимости снабжен соответствующими ссылками;

3) работа должны быть написана самостоятельно, отличаться критическим подходом к современному состоянию законодательно-нормативной базы бухгалтерского учета, к содержанию используемых литературных источников;

4) изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, позволяющими всесторонне раскрыть порядок и особенности бухгалтерского учета рассматриваемого объекта;

5) желательно, чтобы работазаканчивалась конкретными выводами и предложениями, направленными на совершенствование организации и методологии учета изучаемого объекта.

В случаях, когда по предварительной оценке студента планируемый объем работы отличается от нормированной величины, следует уточнить с помощью преподавателя перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, и степень их раскрытия.

Содержание работы должно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Написание отдельных разделов и подразделов производится в соответствии с составленным планом работы. Это позволяет излагать каждый вопрос в строго определенной последовательности, избегать повторов, отрывочных и логически не связанных между собой положений. Логически построенная работа не содержит материала, ко­торый может быть изъят из нее без нарушения стройности изложения. Каждый из подразделов должен содержать законченную информацию, строго в соответствии со своим названием. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к осталь­ным предложениям абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого раздела (подраздела) следует формулировать выводы (2–3 абзаца) по существу изложенного материала. В заключение работы приводятся итоговые выводы по работе. Вывод – это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на положения законодательно-нормативных документов, труды зарубежных и оте­чественных специалистов, на положения международных стандартов бухгалтерской отчетности, на результаты собственных исследований, на результаты обработки статистических данных и др. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,...», затем формулируется содержание самих выводов.

При формулировании выводов необходимо учитывать следующее:

1) выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

2) в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные;

3) вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

4) выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания раздела (подраздела) рассуждения. Другими словами формулировка вывода должна в сжатой форме содержать причину (констатирующую часть) и следствие этой причины (предложения автора).

При выполнении курсовой работы в первую очередь следует использовать законодательно-нормативные документы, действующие на дату выполнения курсовой работы. При использовании учебной, специальной и периодической литературы следует иметь в виду, что в них нередко излагается собственное мнение автора, кроме этого, в них могут содержаться ошибки и устаревшие данные. Поэтому нужно критически относиться к имеющемуся там материалу, а при их использовании необходимо вносить соответствующие коррективы.

Основная часть работы, как отмечалось выше, состоит из двух-трех разделов. Каждый раздел состоит из нескольких подразделов, количество которых может быть от 2 до 4. Написание каждого раздела курсовой работы имеет свои особенности.

В курсовой работе сначала рассматривают общие методические вопросы, связанные с темой работы и раскрывают конкретную методику бухгалтерского учета объекта в соответствии с темой работы. При этом необходимо раскрыть следующие основные вопросы методики бухгалтерского учета исследуемого объекта.

1. Задачи бухгалтерского учета исследуемого объекта. Здесь приводится перечень задач, которые должны быть решены на предприятии, при правильной организации бухгалтерского учета исследуемого объекта.

2. Основные понятия и положения по учету объекта. При изложении данного вопроса следует опираться, прежде всего, на положения законодательно-нормативных документов. При этом не допускается простое переписывание содержания законодательно-нормативных документов, учебной и специальной литературы. Эти материалы приводятся студентом в работе в переработанном виде с учетом критического подхода к существующей организации и методологии бухгалтерского учета.

3. Классификация объекта учета. Для выяснения сущности объекта учета необходимо произвести его классификацию по нескольким признакам (критериям). При классификации следует придерживаться следу­ющих принципов: соразмерности, единичности критерия, исключи­тельности, непрерывности.

Соразмерность классификации означает необходимость пе­речисления всех видов классифицируемого понятия.

Единичность критерия означает, что классификация должна производиться в данный момент только по одному критерию. Например, ошибочна классификация расчетов на наличные расчеты, безналичные расчеты и на расчеты с использованием пла­стиковых карт. При такой классификации используются два кри­терия: первый — виды денег, при помощи которых погашаются денежные обязательства (наличные и безналичные) и второй – вид специальных средств, использованных при осуществлении рас­четов.

Исключительность классификации означает, что элементы клас­сификации должны исключать друг друга. Это правило логически вытекает из предыдущего.

Непрерывность означает, что в процессе классификации не­обходимо переходить к ближайшим видовым понятиям, не про­пуская их. Например, неверным будет классификация расчетов на наличные, платежными поручениями, по инкассо, аккреди­тивами, чеками. Следует разделить расчеты на на­личные и безналичные, а затем уже проводить классификацию безналичных расчетов по форам платежа.

Следует иметь в виду, что классификацию следует строить в разрезе аналитического учета объекта на предприятии.

4. Оценка объекта учета. Раскрываются все виды оценки, применяемые при учете движения объекта: при поступлении и принятии к учету, при движении внутри организации и при его выбытии по любым причинам.

5. Порядок аналитического и синтетического учета. Здесь приводят характеристику всех синтетических счетов, с помощью которых, согласно рабочему плану счетов, отражают информацию о движении объекта. Разрабатывают систему субсчетов, с помощью которых возможно качественно организовать аналитический бухгалтерский учет исследуемого объекта. Приводят перечень хозяйственных операций, описывающих в достаточно полной степени операции, которые могут осуществляться на предприятии, а также соответствующие бухгалтерские записи.

6. Порядок документального оформления хозяйственных операций по объекту учета. Здесь следует описать порядок документооборота, начиная с документального оформления хозяйственных операций первичными документами, последующим отражением их в учетных регистрах.

7. Порядок и особенности отражения информации об исследуемом объекте в бухгалтерской отчетности. Здесь необходимо привести сведения обо всех формах бухгалтерской отчетности, в которых может отражаться информация о данном объекте, включая пояснительную записку.

8. Формирование фрагмента приказа по учетной политике организации в части исследуемого объекта. В настоящее время действующие нормативные документы предполагают некоторую свободу в организации бухгалтерского учета на предприятии, что позволяет последнему формировать бухгалтерскую информацию с учетом специфики своей деятельности, делая её при этом более достоверной. Порядок формирования этой информации регламентируется приказом по учетной политике организации. В курсовой работе следует раскрыть содержание соответствующего фрагмента приказа по учетной политике, а также необходимо всесторонне проанализировать возможные варианты учетной политики, учитывающие различные аспекты учета исследуемого объекта на предприятии, и дать конкретные рекомендации по их применению.

9. Порядок инвентаризации, сверки. Здесь следует раскрыть порядок проведения инвентаризации исследуемого объекта учета, оформления результатов инвентаризации, а также сверки, и их отражения в бухгалтерском учете.

В этой части курсовой работы целесообразно также привести сведения о существующих проблемах учета объекта, вызванных недостатками либо противоречиями в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Здесь основными источниками информации служат данные периодической литературы, интернет-источников и справочно-правовых систем.

В практической части курсовой работы рассматриваются вопросы учета объекта, применительно к конкретному предприятию, что является иллюстрацией применения студентом знаний, усвоенных при написании общей методической части работы. Этот раздел работы, по своей сути, представляет собой учебную бухгалтерию и моделирует работу бухгалтера по учету исследуемого объекта на коммерческом предприятии. В этом разделе рассматривается порядок бухгалтерского учета основных хозяйственных операций, начиная с принятия объектов к учету и заканчивая операциями по их выбытию. Эти операции оформляются в журнале хозяйственных операций за отчетный период. Количество операций должно быть не менее пятидесяти. Конкретный перечень операций определяется студентом самостоятельно. При этом могут использоваться данные реальных предприятий, а также операции, подобранные студентом по специальной и периодической литературе. Основным требованием к перечню операций является охват всех наиболее важных видов хозяйственных операций по движению объекта.

Работа должна содержать заполненные формы основных первичных документов (включая формы договоров), учетных регистров (приложение 6), а также бухгалтерской отчетности. Их заполнение производится на основе вышеуказанных данных. Необходимо привести пример оформления и отражения в учете результатов инвентаризации, а также сверки. Заполненные документы приводятся, как правило, в приложении к курсовой работе. В этом случае в тексте работы обязательно приводят ссылки на соответствующие приложения.

 В этой части работы должен быть приведен вариант учетной политики (как фрагмент учетной политики предприятия) и обоснован его выбор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: