1. Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие.
2. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
3. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.
4. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
5. Дать толкование понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
6. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
7. Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
8. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
9. Раскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
10. Определить понятие сознания. Проанализировать сознание как философскую проблему.
|
|
11. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отражение и эволюцию его основных форм.
12. Раскрыть социальную сущность сознания. Проанализировать общественно-исторические основы его возникновения.
13. Рассмотреть структуру сознания и его свойства.
14. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическую взаимосвязь.
15. Рассмотреть структуру общественного сознания: уровни, сферы, формы.
16. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.
17. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.
18. Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.
19. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
20. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.
21. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.
22. Определить понятие науки. Раскрыть специфику научного познания.
23. Охарактеризовать методы и формы научного познания.
24. Осветить специфику философского понимания человека и дать оценку различным философским подходам к решению вопроса о его сущности.
25. Проанализировать проблему антропосоциогенеза, ее современное состояние.
26. Показать единство природного, социального и духовного в человеке.
27. Определить и проанализировать содержание понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
|
|
28. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.
29. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.
30. Определить понятие глобальных проблем современности и рассмотреть предпосылки и пути их решения.
31. Как, на Ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
32. Как Вы понимаете изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
33. Как Вы понимаете изречение Сократа: «Познай самого себя»?
34. Как Вы понимаете изречение: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»?
35. В чем, по-Вашему, общность и отличие истин философии и науки?
36. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?
37. Как Вы понимаете высказывание: «Послушного судьба ведет, а непослушного – тащит»?
38. Что такое фатализм и волюнтаризм?
39. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
40. Как понимать высказывание В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?
41. Как понимать высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?
42. Как Вы оцениваете утверждение И. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
43. Что значит, по-Вашему, быть свободным?
44. Согласны ли Вы с высказыванием: «По всем позициям машина может стать моделью человека»?
45. Согласны ли Вы с утверждением, что интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики?
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ (философия, религиоведение, логика) ДЛЯ СТУДЕНТОВ