История развития шрифтов

Http://fonts.jofo.ru/715675.html

ИскусствоШРИФТА

Шрифт (нем. Schrift <- schreiben — писать) —графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

История развития шрифтов

  • Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах.

 

  • Узелковое письмо.

 

  • Идеография — следующий этап после пиктограмм.

 

  • Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.

 

  • Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.

 

  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

 

  • Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.

 

  • Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма — курсив.

 

  • VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

 

  • IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.

 

  • XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.

  • Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.

Славянские шрифты

Русские шрифты развивались самостоятельно, имели греческую основу и назывались кириллица и глаголица.

Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия.

Древнейший русский шрифт - устав. Им написаны самые ранние памятники письменности, в том числе Остромирово евангелие (1056—1057). Это стиль медленного, спокойного письма, естественный в то время, когда потребность в книгах была еще невелика и переписывались они в монастырях. Буквы здесь тяжелы и угловаты, приземисты, расставлены редко, просторно.

В XIV веке возникает полуустав. В это время возрастает потребность в книгах. Теперь их переписывают профессиональные писцы. Шрифт приобретает быстроту и размашистость, буквы становятся мельче, они заметно упрощаются.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению скорописи, которая встречалась сначала в документах, письмах, а позднее и в книгах. Скоропись отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Великолепного мастерства достигла она в XVII веке — это подлинное каллиграфическое искусство. Ею писались грамоты и официальные документы.

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта.

В середине XVI века появились книги, набранные первым русским типографским шрифтом, который воспроизводил наиболее распространенный шрифт рукописных книг того времени - полуустав. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Создание нового, гражданского шрифта явилось одним из важнейших мероприятий Петровской эпохи. Новый шрифт был четок, округл, светел, ясен и рационален — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным полууставом.

Своеобразно развивается шрифт в XX веке, особенно начиная с 20-х годов, когда отчетливо определилось стремление создать новый тип шрифта, соответствующий времени. В центре внимания оказался рубленый, как наиболее созвучный архитектуре и прикладному искусству конструктивистов. Он хорошо отвечал требованиям, которые выдвигали плакат и реклама. Исследователи отдавали ему предпочтение по удобочитаемости. Но понемногу увлечение стало ослабевать. Однообразие и монотонность рубленых шрифтов сыграли в этом не последнюю роль.

На рубеже XVIII — XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

Кому не доводилось с восхищением наблюдать за работой художника, как из-под его руки появлялись красивые буквы. Так хочется оказаться на его месте, но первые практические попытки, как правило, охлаждают пыл. Все получается криво, неаккуратно, краска ложится неровными пятнами, расплывается. В чем же дело? Обычно корень ошибок в незнании простейших закономерностей и приемов шрифтовой работы. Попробуем помочь желающим научиться этому интереснейшему искусству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: