Основы медицинской статистики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения

И гигиены медико-профилактического факультета

Утверждаю

 

Зав. кафедрой _______________ Т.М. Бутаев

 

«_____» ___________________ 201_ г.

 

СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММЕ ИНТЕРНАТУРЫ/ ОРДИНАТУРЫ)

 

Владикавказ - 2014


              СОСТАВИТЕЛИ:

 

Т.М. Бутаев – д. м. н. зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета, к.м.н.

 

А.П. Гудцова – старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета, к.м.н.

 

Л.Н. Габараева – ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета, к.м.н.

 

А.Н. Довголис – старший лаборант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета

 

З. А. Бадоева – старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета, к.м.н.

 

  РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

З.Р. Аликова – д. м. н. профессор, зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук гбоу впо согма минздрава россии

 

С.А. Амбалова – д. м. н. профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней №1 ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 

 

Утверждена ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 Протокол № 5 от 03.06.2014 г.




Раздел 1

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ

001. Общественное здоровье и здравоохранение - это

а) наука о социальных проблемах медицины

б) система мероприятий по охране здоровья

в) наука о закономерностях общественного здоровья и управления здравоохранением

г) аналог медицинской социологии

д) наука о социологии здоровья

 

002. Основной целью общественного здоровья и здравоохранения является

а) изучение общественного здоровья

б) выявление факторов, влияющих на здоровье

в) разработка системы организации медицинской помощи

г) изучение планирования, финансирования, управления здравоохранением

д) научное обоснование путей повышения уровня общественного здоровья и эффективного управления здравоохранением

 

003. Необходимость возникновения науки общественное здоровье и   здравоохранение обусловлена

а) распространением социально-значимых заболеваний

б) попыткой организовать мероприятия по оздоровлению конкретных контингентов населения

в) появлением потребности научного обоснования закономерностей общественного здоровья, его сохранения и укрепления

г) стремлением систематизировать управление отраслью

д) желанием усовершенствовать организацию медицинской помощи

 

004. Первые кафедры общественного здоровья и здравоохранения были

   созданы

а) в России

б) в СССР

в) в Германии

г) в США

д) во Франции

 

005. Основатель (организатор) первой кафедры общественного здоровья и

   здравоохранения в России

а) Н. А. Семашко

б) З. П. Соловьев

в) З. З. Френкель

г) С. В. Курашов

д) Б. Д. Петров

 

006. В общественном здоровье и здравоохранении применяются такие

   методы, как

а) исторический

б) социологический

в) статистический

г) экспертный

д) все перечисленное верно

007. В разделы общественного здоровья и здравоохранения включены

а) история предмета

б) медицинская статистика

в) показатели здоровья населения

г) организация медицинской помощи населению

д) экономика и управление здравоохранением

е) все перечисленное верно

 

008. Основными показателями общественного здоровья являются

а) показатели заболеваемости

б) показатели инвалидности

в) показатели физического развития

г) демографические показатели

д) все перечисленное верно

 

009. Показатели здоровья населения России в настоящее время следует считать

а) катастрофическими

б) неудовлетворительными

в) удовлетворительными

г) хорошими

д) высокими

 

010. Среди групп факторов, определяющих здоровье населения, лидируют

а) экологические

б) биологические

в) образ жизни

г) уровень организации медицинской помощи

д) качество медицинской помощи

 

011. Социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе,  

   на здоровье населения оказывают влияние

а) положительное

б) отрицательное

в) индифферентное

 

012. В схему изучения общественного здоровья включают изучение

а) заболеваемости

б) биологических факторов

в) смертности

г) средней продолжительности предстоящей жизни

д) все перечисленное верно

 

013. Биомедицинская этика и деонтология – это

а) проявление долга в специфических условиях профессиональной

деятельности медицинских работников

б) наука о гуманизме, долге, и чести медицинских работников

в) наука о совести, достоинстве и нравственности медицинских работников

г) свод моральных правил и норм поведения медицинских работников

д) все перечисленное верно

 

014. Основные принципы охраны здоровья населения России

а) соблюдение прав человека в области охраны здоровья

б) приоритет профилактических мероприятий

в) доступность медицинской помощи

г) ответственность государства и органов управления за здоровье граждан

д) все перечисленное верно

 

015. По определению здоровье человека характеризуется состоянием

а) физического благополучия

б) физического и душевного благополучия

в) физического, душевного и социального благополучия

г) физического, душевного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды

д) физического, душевного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству

 

Раздел 2

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

001. Статистическое наблюдение (сбор информации) является этапом

   статистического исследования

а) первым

б) вторым

в) третьим

г) четвертым

 

002. Статистическая разработка является этапом статистического исследования

а) первым

б) вторым

в) третьим

г) четвертым

 

003. Статистический анализ является этапом статистического исследования

а) первым

б) вторым

в) третьим

г) четвертым

 

004. Составление плана и программы исследования является этапом

   статистического исследования

а) первым

б) вторым

в) третьим

г) четвертым

 

005. Свойство репрезентативности характерно для статистической

   совокупности

а) генеральной

б) выборочной

 

006. Контрольная группа применяется

а) для расширения объема исследования

б) для сравнения с показателями опытной группы

в) для выявления факторов риска

 

007. Программа научного исследования включает

   а) цель

б) цель, задачи и ведущие направления исследования

в) цель, задачи и статистическую регистрацию

г) цель, задачи, статистическую регистрацию и анализ полученных

материалов

 

008. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости населения

   является

а) посещение больного по поводу заболевания

б) первичное обращение больного по поводу заболевания

в) каждое заболевание, зарегистрированное при медицинском осмотре

г) больной, впервые обратившийся по поводу заболевания

д) первичное обращение больного по поводу обострения хронического   

заболевания

 

009. Единицей наблюдения при изучении рождаемости

а) каждый случай рождения ребенка

б) каждый случай рождения живого ребенка

в) каждый случай родов

г) женщина, родившая ребенка

д) все случаи рождения живых детей

 

010. К социально-гигиеническим методам относятся

а) планово-нормативный

б) экспериментальный

в) социологический

г) санитарно-статистический

д) все перечисленное верно

 

011. Оптимальным числом взаимосвязанных признаков в статистической

   таблице следует считать

а) один-два

б) три-четыре

в) пять-шесть

г) более шести

д) более десяти

 

012. За статистическое подлежащее принимается

а) изучаемая совокупность в ее основных проявлениях

б) сводная количественная характеристика статистической совокупности по срокам таблицы

в) главный признак, о котором говорится в таблице в первой графе

г) данные статистической обработки, расположенные по графам таблицы

 

013. Статистическим сказуемым является

а) сумма показателей в графах

б) показатели горизонтального ряда (по строкам)

в) изучаемые группировки статистической совокупности

г) признаки, применяемые для характеристики подлежащего и

расположенные по графам таблицы

 

014. Статистические коэффициенты относятся к величинам

а) производным

б) абсолютным

 

015. При вычислении интенсивных коэффициентов необходимо знание

   статистической совокупностей

а) одной

б) двух

 

016. При вычислении интенсивных коэффициентов необходимо наличие

   статистических совокупностей

а) одной

б) двух

 

017. Структура явления определяется показателями

а) интенсивными

б) экстенсивными

в) наглядности

г) соотношения

д) темпа роста

 

018. Демографические показатели определяются показателями

а) интенсивными

б) экстенсивными

в) наглядности

г) соотношения

д) темпа роста

 

019. Обеспеченность койками определяется показателями

а) интенсивными

б) экстенсивными

в) наглядности

г) соотношения

д) темпа роста

 

020. Показатель соотношения характеризует

а) изменения явления во времени

б) отношения двух независимых совокупностей

в) распределение целого на части

г) частоту явления в данной среде

 

021. Динамический ряд может быть составлен из величин

а) абсолютных

б) относительных

в) средних

г) все перечисленное верно

 

022. Для наглядного изображения экстенсивных показателей используют

   диаграмму

а) секторную

б) секторную и внутристолбиковую

в) секторную, внутристолбиковую и радиальную

г) секторную, внутристолбиковую, радиальную и фигурную

 

023. Для наглядного изображения сезонных колебаний используют

   диаграмму

а) секторную

б) внутристолбиковую

в) линейную

г) столбиковую

д) радиальную

 

024. Для наглядного изображения изменений явления во времени

   используют диаграмму

а) секторную

б) внутристолбиковую

в) линейную

г) столбиковую

д) радиальную

 

025. В отличие от статистических коэффициентов средние величины

   применяются для изучения

а) вероятных признаков, которые могут быть или не быть

б) постоянных признаков, присущих всем единицам наблюдения

 

026. Основное достоинство средних величин

а) объективность, так как верно характеризуют свойство

однородной совокупности

б) типичность, так как указывают на характерную особенность

данной совокупности

в) абстрактность, так как отражают общее свойство

данной совокупности

г) конкретность, так как отражают признак, присущий

данной совокупности

 

027. Модой называется варианта

а) с наибольшей частотой

б) с наименьшей частотой

в) расположенная в центре ряда

 

028. Медианой называется варианта

а) с наибольшей частотой

б) с наименьшей частотой

в) расположенная в центре ряда

 

029. Наиболее целесообразной формулой вычисления средней величины

   при малом числе наблюдений является

а)

б)

в)

030. С увеличением объема наблюдения ошибка репрезентативности

а) увеличится

б) останется без изменений

в) уменьшится

 

031. Для вычисления ошибки для средних величин при малой выборке

   используют формулу

а)

б)  

в)

г)

032. Для вычисления ошибки для средних величин при большой выборке

   используют формулу

а)

б)  

в)

г)

033. Для вычисления ошибки для относительных величин используют

   формулу

а)

б)  

в)

г)

034. Достоверность разности средних величин определяют по формуле

   a)

   б)  

035. Достоверность разности относительных величин определяют

   по формуле

   a)

   б)  

036. Критериями разнообразия признака являются

а) лимит

б) амплитуда

в) среднее квадратичное отклонение

г) коэффициент вариации

д) все перечисленное верно

 

037. При оценке коэффициента корреляции учитывается

а) направление связи между признаками

б) направление связи между признаками и ее сила

в) направление связи между признаками, ее сила и ошибка репрезентативности

г) направление связи между признаками, ее сила, ошибка

репрезентативности и величина критерия Стьюдента

 

038. При корреляционном анализе используются коэффициенты

а) вариации

б) регрессии

в) корреляции

г) соотношения

д) все перечисленное верно

 

039. Корреляционный анализ используется

а) для сравнения степени однородности исследуемых совокупностей

б) для расчета обобщающих коэффициентов, характеризующих различные

стороны каждого из изучаемых признаков

в) для выявления взаимодействия факторов, определения силы и

направленности

г) для определения пределов возможных колебаний выборочных

показателей при данном числе наблюдений

д) все перечисленное верно

 

040. Величина стандартизованных показателей истинному размеру

   явлений

а) соответствует

б) не соответствует

 

041. Стандартизованные показатели применяются

а) для характеристики первичного материала

б) для полученных данных

в) для сравнения между собой

г) все перечисленное верно

 

042. Величина стандартизованных показателей в зависимости от

   применяемого стандарта

а) меняется

б) не меняется

в) меняется, но только при малом числе наблюдений

 

043. Метод стандартизации применяется

а) при определении характера связи между 2 признаками

б) при определении силы связи между 2 признаками

в) при сравнении интенсивных показателей для устранения влияния на их

величину факторов, обуславливающих неоднородность совокупностей

г) при определении достоверности различия 2 сравниваемых показателей

 

044. Из применяемых методов стандартизации наиболее точным является

а) обратный

б) косвенный

в) прямой

 

045. При вычислении стандартизованных показателей за стандарт можно

   применять

а) распределение одной из сравниваемых совокупностей

б) средний состав сравниваемых совокупностей

в) данные из других источников

г) интенсивный показатель, характеризующий частоту явления в

сравниваемых совокупностях

д) все перечисленное верно

 

046. При сравнении интенсивных показателей, полученных на однородных

   по своему составу совокупностей, необходимо применять

а) оценку показателей соотношения

б) определение относительной величины

в) стандартизацию

г) оценку достоверности разности показателей

д) все перечисленное верно

 

047. При сравнении интенсивных показателей, полученных на неоднородных

   по своему составу совокупностях, необходимо применять

а) оценку показателей соотношения

б) определение относительной величины

в) стандартизацию

г) оценку достоверности разности показателей

д) все перечисленное верно

048. Сравнивать стандартизованные показатели, если они вычислены

   с применением неодинакового стандарта

а) можно

б) не всегда

в) можно, но при малом числе наблюдений

г) можно, но при большом числе наблюдений

д) нельзя

 

049. К этапам стандартизации относят

а) расчет ожидаемых величин

б) расчет условных показателей

в) расчет специальных показателей

г) анализ условных показателей

д) выбор стандарта

е) все перечисленное верно

 

050. К первому этапу стандартизации относится

а) выбор стандарта

б) анализ расчетов

в) расчет специальных показателей

г) расчет ожидаемых величин

д) расчет условных показателей

 

051. К третьему этапу стандартизации относится

а) выбор стандарта

б) анализ расчетов

в) расчет специальных показателей

г) расчет ожидаемых величин

д) расчет условных показателей

 

052. К четвертому этапу стандартизации относится

а) выбор стандарта

б) анализ расчетов

в) расчет специальных показателей

г) расчет ожидаемых величин

д) расчет условных показателей

 

053. К пятому этапу стандартизации относится

а) выбор стандарта

б) анализ условных показателей

в) расчет специальных показателей

г) расчет ожидаемых величин

д) расчет условных показателей

 

 

054. В практической деятельности врача используются следующие

   статистические методы

а) графический

б) социологический

в) расчет интенсивных величин

г) анализ средних величин

д) все перечисленное верно

 

Раздел 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: