Административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства

Административная ответственность установлена ст. 9.15–9.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за: нарушение законодательства о занятости населения; отказ в приёме на работу; нарушение правил по охране труда; нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений; нарушение законодательства о труде; сокрытие страхового случая.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена ст. 194, 199, 301–308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Например, ст. 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приёме на работу или увольнение женщины по мотивам её беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы. Статья 306 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Актуальные вопросы регулирования охраны труда на современном этапе.

Принятие Закона об охране труда, безусловно, стало важным моментом совершенствования законодательства в сфере охраны труда. Данный нормативный правовой акт установил правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между нанимателями и работниками и во многом способствует созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. С принятием Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь и Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы, ускорила развитие нормативная правовая база. Разрабатываются и принимаются новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда, реализуются другие задачи государственного управления охраной труда.

Материальная ответственность нанимателя за ущерб, причиненный работнику.

Материальная ответственность нанимателя состоит в его обязанности возместить материальный ущерб, причинённый его действиями (бездействием) работнику, в установленном законом размере и порядке.

Ответственность нанимателя за вред, причинённый жизни и здоровью работника, регулируется нормами гражданского законодательства. Материальная ответственность нанимателя за вред, причинённый в результате нарушения права работника на труд, возникает в случаях:

♦ незаконного отстранения от работы, увольнения, перевода или перемещения работника; изменения существенных условий труда;

♦ незаконного отказа в приёме на работу;

♦ отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения суда о восстановлении на прежней работе, на прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда;

♦ задержки выдачи трудовой книжки;

♦ других случаях, предусмотренных законодательством и коллективным договором.

Возожение материальной ответсвенности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, установлено ст. 245 ТК.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных правовых актов.

Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

Система органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.

В Республике Беларусь систему государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Министерство труда и соцзащиты возглавляет и организует деятельность органов государственной службы занятости населения по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о занятости населения. Уполномоченные должностные лица Минтруда и соцзащиты осуществляют контроль над правильностью применения законодательства о занятости населения органами государственной службы занятости населения.

Органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь образуются для осуществления государственного контроля над правильностью применения списков производств, работ, профессий.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь осуществляют деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь осуществляющим регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны

Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: