ОП.05. «Трудовое право»

Частное профессиональное образовательное учреждение

«БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» БЭК

 

Методические указания

  для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине: ОП.05. «Трудовое право»

 

по специальности: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

 

 

 

г. Уфа-2018 г.


 

Трудовое право: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Сост. Р.А.Сулейманов – Уфа: БЭК, 2018. – 55 с.

 

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных  работ составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».

Контрольная работа проводится для закрепления полученных знаний, а также направлена на работу с нормативными актами, учебной и специальной литературой (учебные пособия, рекомендации), а также на расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «Трудовое право».

 

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии «Юридических дисциплин» Протокол №____ от «___» _________ 20__г.   Председатель ПЦК «Юридических дисциплин»                                А.С. Тихончук  
  Одобрено методическим советом Протокол №___ от «_____» _________ 20__г.  

 

 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ и контрольные задания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Каждое контрольное задание содержит требования к формируемым знаниям и умениям, рекомендации по изучению тем учебной дисциплины, вопросы для самоконтроля, вопросы по подготовке к экзаменам, список нормативно-правовых актов и используемых источников.

 

Контрольная работа является одним из видов учебных занятий со студентами и проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-углубления и расширения теоретических знаний;

-формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-развития познавательных способностей и активности студентов, как творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-развития исследовательских умений, повышения качества знаний.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ разработаны в помощь студентам и основной целью имеют формирование мотивации студентов к более глубокому и всестороннему изучению определенных тем дисциплины.

После изучения курса и выполнения контрольных работ по дисциплине студенты должны

иметь представление:

- об особенностях трудовых правоотношений в обществе;

уметь:

 - применять на практике нормы трудового законодательства;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;

 - анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;

- анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации;

знать:

 - нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;

- содержание российского трудового права;

- права и обязанности работников и работодателей;

- порядок заключения, прекращения и изменения трудовых договоров;

- виды трудовых договоров;

- содержание трудовой дисциплины;

- порядок разрешения трудовых споров;

- виды рабочего времени и времени отдыха;

- формы и системы оплаты труда работников;

- основы охраны труда;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора.

 

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующим основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.4 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

ПК 2.5. Осуществлять реализацию норм трудового права.


2.Тематический план и содержание учебной дисциплины:


ОП.05. «Трудовое право»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1 2
Раздел 1. Общая часть  

Тема 1.1.

Предмет, метод, система трудового права

Содержание дисциплины и ее роль в подготовке юриста. Связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Понятие трудового права. Сфера действия и задачи трудового законодательства. Значение трудового права в современных условиях. Круг общественных отношений, регулируемых трудовым правом. Понятие трудовых отношений. Предмет трудового права. Способы правового регулирования труда. Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых отношений, связанных с трудом. Система трудового права как отрасли права, как науки, как учебной дисциплины, как система трудового законодательства.
Практическое занятие № 1. Отграничение трудового права от смежных отраслей. Разрешение правовых ситуаций по теме. Практическое занятие № 2. Система трудового права. Разрешение правовых ситуаций по теме.Решение тестовых заданий..
Самостоятельная работа 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками). 3.Построить логическую схему «Система трудового права» по пандектному принципу: общая и особенная части. 4. Ответить на контрольные вопросы. 5. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 1.2.

Принципы трудового

права.

Понятие принципов трудового права, их легализация в законах. Значение принципов. Основные принципы трудового права, их классификация по сфере действия, Содержание основных принципов трудового права.
Практическое занятие № 3: Разрешение правовых ситуаций. Составление таблицы «Система принципов трудового права».
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками). 2. Изучить Конституцию РФ от 12 декабря 1993г., Декларацию прав и свобод человека и гражданина,  гл. 1 ТК РФ. 3. Составить логическую схему «Принципы трудового права». 4. Подготовить доклад на тему: «Правовое значение принципов трудового права»; «Сущность и принципы свободы труда» (по выбору). 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 1.3.

Источники трудового права.

Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Понятие источников трудового права. Динамика источников. Классификация источников по степени их важности и субординации, по системе трудового права, по ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта, по сфере их действия. Система источников и ее особенности. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по категориям работников. Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию источников трудового права. Трудовой кодекс РФ. Единство и дифференциация трудового законодательства. Территориальная расположенность организаций, условия труда, длительность трудовой связи работников как объективные факторы дифференциации трудового права. Половозрастные и физиологические особенности работника как субъективные факторы дифференциации трудового права.
Практическое занятие № 4. Определение действия нормативных актов во времени, пространстве, по кругу лиц. Разрешение правовых ситуаций
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить структуру Трудового кодекса РФ. 3. Составить логическую схему «Источники трудового права Российской Федерации». 4. Подготовить выступления по темам: - История развития трудового законодательства; - Договоры и соглашения как источники трудового права; - Трудовой кодекс как основной источник трудового права; - Локальное регулирование трудовых правоотношений. 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 1.4.

Субъекты трудового права.

Понятие субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права. Трудовая праводееспособность и деликтоспособность субъектов трудового права. Субъективные права и обязанности. Гарантии этих прав и обязанностей. Механизм осуществления полномочий субъектов трудового права..
Практическое занятие № 5. Физические лица, как субъекты трудового права. Разрешение правовых ситуаций. Составить логическую схему. Практическое занятие № 6.Юридические лица как субъекты трудового права. Разрешение правовых ситуаций.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить ст. 20-22 ТК РФ. Повторить гл. 4,5 ГК РФ, ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; ФЗ от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Об некоммерческих организациях»;  ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Закон РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»; ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 3. Внести данные в таблицу «Правовой статус юридических и физических лиц как субъектов трудового права». 4. Ответить на контрольные вопросы. 5. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 1.5.

Трудовой коллектив и профсоюзы.

Трудовой коллектив как объединение работников организации. Виды трудовых коллективов. Правомочия трудовых коллективов. Понятие профсоюзов, их система. Гарантии деятельности и основные права профсоюзов: на представительство, защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, на информацию, на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.
Практическое занятие № 7.Разрешение правовых ситуаций.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г., Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года №ВС-21/23 «О профессиональных союзах» 3. Найти в Трудовом кодексе РФ нормы, отражающие правомочия профсоюзов. 4. Составить схему «Правомочия профсоюзов». 5. Подготовить доклад по темам: «Участие профсоюзов в нормативном регулировании трудовых отношений»; «Роль выборного профсоюзного органа в защите законных права и интересов работников» (по выбору). 6. Ответить на контрольные вопросы. 7. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 1.6.

Социальное партнерство

 

 

Общая характеристика социального партнерства в сфере труда. Коллективные переговоры. Понятие коллективного договора. Его стороны и содержание. Порядок принятия коллективного договора. Понятие соглашения. Виды, участники, содержание соглашений. Общая характеристика социального партнерства в сфере труда. Участие работников в управлении организаций. Ответственность сторон социального партнерства.
Практическое занятие № 8. Разрешение правовых ситуаций.  Практическое занятие № 9. Деловая игра «Коллективные переговоры». Составление проекта коллективного договора детского дома.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить Трудовой кодекс РФ. Гл. 3-9, ст. 23-55, Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2.04.1999 № 92-ФЗ; Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ; Закон Республики Башкортостан от 6 декабря 2005 года №252-з «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан», Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу определения полномочности представителей работодателей при заключении соглашений" (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 3, от 15.07.2014), Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 февраля 2014 г. №75 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 ноября 2002 года №320 "О некоторых вопросах заключения и регистрации коллективных договоров и соглашений", Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года №3 "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на республиканском уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении", Соглашение о взаимодействии между Правительством Республики Башкортостан и Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан. 3. Изучить условия, которые могут быть включены в коллективный договор детского дома. 4.Систематизировать условия коллективного договора. 5. Выполнить схему-конспект «Условия коллективного договора». 6. Ответить на контрольные вопросы. 7. Выписать новые термины в глоссарий.
Раздел 2. Особенная часть  

Тема 2.1.

Занятость и трудоустройство

Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения. Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Понятие безработного и его правовой статус. Порядок признания гражданина безработным. Выплата пособий по безработице.
Практическое занятие № 10.Разрешение правовых ситуаций. Расчет пособия по безработице по правовым ситуациям.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить нормативные правовые акты о занятости: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 22.03.1996г.(с изм. от 22 декабря 2014 г).; Закон Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 г. N 588-з «О содействии занятости населения в Республике Башкортостан», Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458; Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №891 от 7 сентября 2012 года, Положение об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875; Постановление Исполкома Генерального Совета ФНП РФ от 19.09.1997.-№ 6-3 «О мерах по усилению защиты социально-трудовых прав работников»; Порядок регистрации безработных граждан. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458,  3.Подготовить презентацию «Регистрация безработного в службе занятости». 4. Ответить на контрольные вопросы. 5. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.2. Трудовой договор.

Понятие и значение трудового договора, его отличие от трудового правоотношения. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Отличие трудового договора от договора гражданско-правового характера. Порядок заключения трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения и содержание трудовых договоров отдельных категорий работников: проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; совместителей, принятых на сезонную и временную работу, по конкурсу; на дистанционную работу и т.д. Испытание при приеме на работу. Результат испытания при приеме на работу. Изменение условий трудового договора, переводы, перемещения, изменения существенных условий труда, постоянные и временные переводы на другую работу. Общие основания прекращения трудового договора. Прекращение трудового договора по инициативе работника, работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Порядок расторжения договора по инициативе работодателя. Отстранение от работы. Оформление документов при приеме на работу и увольнении. Персональные данные работника: понятие, обработка, хранение и использование и передача. Права работников на защиту персональных данных, хранящихся у работодателя. Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.
Практическое занятие № 11 Определение вида и условий трудового договора.Разрешение правовых ситуаций. Практическое занятие № 12. Заключение трудового договора. Составление проекта трудового договора с воспитателем детского дома.Оформление документов при приеме на работу. Разрешение правовых ситуаций по теме. Практическое занятие №13. Определение законности перевода на другую работу.Разрешение правовых ситуаций. Оформление предложения другой работы. Оформление проекта дополнительного соглашения к трудовому договору о переводе на другую работу. Практическое занятие №14. Увольнение работника. Оформление документов при увольнении работника. Составление схемы «Отстранение от работы». Проведение деловой игры «Отдел кадров». Практическое занятие № 15.Составление уведомления об обработке персональных данных для образовательных учреждений; положения о порядке обработки персональных данных для учреждения социальной защиты.
Самостоятельная работа 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить нормативные правовые акты гл. 10-14, раздел 12 ТК РФ. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с изм. и доп.); Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме. Утверждены Министерством труда РФ от 14.07.1993 г, Приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49 "Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 N 6644), Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. N 424н “Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме”, Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела». 3. Составить таблицу «Виды трудовых договоров». 4. Составить схему «Испытание при приеме на работу». 5. Оформить проекты приказов на увольнение по основаниям: 1) признание МСЭК полностью нетрудоспособным; 2) сокращение штата; 3) несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе. Внести соответствующие записи в трудовую книжку. Оформить соответствующие уведомления работников, предложения другой работы  6. Определить алгоритм действий при расторжении трудового договора по п.п. 1,2,3,5,6,7,8,11 ст. 77, п. 1,2, 3, 4, 13, ТК РФ. 7. Составить перечень других оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 14 ст. 81 ТК РФ) – раздел XII Трудового кодекса РФ. 8. Составить схему «Порядок обработки персональных данных работников». 9. Ответить на контрольные вопросы. 10. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.3.

Рабочее время и время отдыха

Понятие рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Режим рабочего времени: понятие, разновидности. Рабочая смена. Рабочая неделя. Учет рабочего времени. Понятие времени отдыха. Ежедневный, еженедельный отдых, праздничные дни. Ежегодные отпуска: понятие, общая характеристика, порядок предоставления. Дополнительные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением.
Практическое занятие № 16. Определение нормы рабочего времени для отдельных категорий работников.Разрешение правовых ситуаций. Составление проекта графика сменности. Практическое занятие № 17. .«Определение законности привлечения работников к сверхурочным работам». Разрешение правовых ситуаций.Составление проектов приказов о рабочем времени, о привлечении к сверхурочным работам. Практическое занятие № 18.Разрешение правовых ситуаций. Составление проекта графика отпусков. составление проекта приказа об утверждении графика отпусков. Практическое занятие № 19.Разрешение правовых ситуаций. Составление проекта уведомления об отпуске, проекта приказов о предоставлении ежегодного основного отпуска, отпуска по уходу за ребенком.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить гл. 15-19 Трудового кодекса РФ,  Конвенцию МОТ об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю,1919 г., Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, (утв.  приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69). 3. Найти в ТК РФ особенности установления времени отдыха для отдельных категорий работников. 4. Составить конспект. 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.4.

Заработная плата, гарантии, компенсации

 

Понятие заработной платы. Правовое регулирование заработной платы, ее составные элементы. Понятие тарифной системы и ее элементы. Гарантийные выплаты и доплаты: понятие, виды. Выплата выходного пособия. Компенсационные выплаты.
Практическое занятие № 20.Круглый стол по проблемам предоставления гарантий и компенсаций. Практическое занятие № 21. Разрешение правовых ситуаций по выплате пособий. Практическое занятие № 22. Разрешение правовых ситуаций по удержанию из заработной платы
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить гл. 20-28 ТК РФ. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.12.2014) г., Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 14.01.2014) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений»), Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"(в ред. от 31 декабря 2014 г.), Постановление ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О специальной оценке условий труда". 3. Выполнить схему «Методы правового регулирования заработной платы». 4. Подготовить сообщения по темам: - Оплата труда работников при переводе на более легкую работу; - Методы государственного регулирования оплаты труда; - оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.5.

Трудовая дисциплина

Понятие и значение трудовой дисциплины, ее содержание и методы обеспечения. Общая и специальная трудовая дисциплина. Нормативные акты, регулирующие трудовую дисциплину. Поощрение работников за успехи в труде и трудовые заслуги. Порядок поощрения работников.
Дисциплинарная ответственность работников: понятие, состав, виды дисциплинарных взысканий и дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные взыскания. Порядок применения дисциплинарных взысканий.
Практическое занятие № 23.Определение порядка применения взысканий за нарушение трудовой дисциплины.Разрешение правовых ситуаций. Оформление документов. Практическое занятие № 24.Деловая игра: «Применение дисциплинарных взысканий»
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить гл. 29, 30 ТК РФ. 3. Составить таблицу «Правонарушения в сфере труда и правовая ответственность». 4. Разрешить правовые ситуации. 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.6.

Материальная ответственность сторон трудового договора

Понятие материальной ответственности, основания привлечения к ней. Ограниченная, полная, кратная материальная ответственность. Отличия материальной ответственности по трудовому и имущественной ответственности по гражданскому праву. Порядок определения размера ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного работником организации. Основания материальной ответственности работодателя. Доказательства его ответственности. Возмещение ущерба работнику и членам его семьи. Порядок обращения за возмещением ущерба, причиненного здоровью работника.
Практическое занятие № 25.Разрешение правовых ситуаций «Порядок возмещения вреда, причиненного работником» Практическое занятие № 26.Разрешение правовых ситуаций «Порядок возмещения вреда работодателем»
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить ст. 37-39 ТК РФ, Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". 3. Составить договоры о полной материальной ответственности - индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности. 4. Составить приказ о взыскании с работника денежных средств по договору о материальной ответственности. 5. Составить исковое заявление о взыскании с работодателя материального ущерба, причиненного работнику. 6. Ответить на контрольные вопросы. 7. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.7.

Охрана труда

Понятие, содержание и значение охраны труда как правового института. Государственная политика в области охраны труда. Медицинские осмотры некоторых категорий работников. Основные права и обязанности сторон трудового договора по охране труда. Специальная оценка условий труда (СОУТ). Понятие, правовое регулирование СОУТ. Права и обязанности работодателя, работника, организации, проводящей СОУТ в связи с проведением СОУТ. Порядок и сроки проведения СОУТ. Рассмотрение разногласий в связи с проведением СОУТ. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Охрана труда женщин, молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
Практическое занятие № 27. Расследование и оформление несчастных случаев на производстве». Разрешение правовых ситуаций. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев. Практическое занятие № 28.Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оформление декларации.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Изучить гл. 33-36 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О специальной оценке условий труда", Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N. «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" 3. Внести данные в таблицу «Права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда». Указать нормы права. 4. Подготовить выступления по темам: - Несчастный случай на производстве и его правовые последствия; - Охрана труда женщин; Охрана труда несовершеннолетних; - Расследование и учет несчастных случаев на производстве. 5. Подготовить презентацию на тему: «Порядок проведения специальной оценки условий труда». 6. Ответить на контрольные вопросы. 7. Выписать новые термины в глоссарий.

Тема 2.8.

Защита трудовых прав работников

Способы защиты трудовых прав и свобод Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров: по субъектному составу, по характеру: по органам, их разрешающим. Нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения трудовых споров. Демократические и специфические принципы рассмотрения трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и комиссии по трудовым спорам, в суде, вышестоящими органами. Порядок разрешения коллективных трудовых споров. Порядок объявления и проведения забастовки. Признание забастовки незаконной. Права работников, участвующих в законной забастовке. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.
Практическое занятие № 29..Разрешение индивидуальных трудовых споров. Деловая игра. Практическое занятие № 30.Разрешения коллективного трудового спора. Определение алгоритма, разрешение правовых ситуаций.
Самостоятельная работа. 1. Проработать учебный материал (работа с учебниками, конспектом лекции). 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", ст. 5.32 КоАП РФ. 3. Подготовить доклады: «Способы самозащиты трудовых прав работников»; «Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства». 4. Подготовить пакет документов для проведения деловой игры. 5. Ответить на контрольные вопросы. 6. Выписать новые термины в глоссарий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: