Глава девятая педагог в семье

ДОМАШНИЙ ПЕДАГОГ

Возникновение и становление института домашнего педагога имеют свою историю, уходящую в глубь веков. Первые домашние воспитатели появились в Древней Греции. В их обязанности входи­ли охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже - оказание помощи в учебе. Основную нагруз­ку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили.

Со временем богатые семьи в разных странах, в том числе и в России, стали нанимать нескольких домашних педагогов, каждый из которых выполнял свои специфические обязанности: одни пре­имущественно воспитывали (гувернер, гувернантка, бонна), другие (учителя, репетиторы) занимались обучением, давали уроки, гото­вили к поступлению в то или иное образовательное учреждение (например, в гимназию). Нередко первые надзирали за работой вторых: гувернантки присутствовали на уроках учителей, следили, чему и как учат их воспитанников, осведомляли хозяев о состоянии обучения. В некоторых случаях гувернер (гувернантка) давали сво­им подопечным уроки, сами готовили их к поступлению в учебное заведение. Так, например, француз-учитель Дефорж, описанный А.С.Пушкиным в повести «Дубровский», должен был «ходить за Сашей и учить грамматике и географии».

Обычно бонну (гувернантку, гувернера) приглашали к малень­ким детям (5-7 лет), поэтому в ее задачи входило первоначальное обучение, преимущественно иностранному языку. Но основные усилия направлялись на воспитание, привитие норм приличия, формирование соответствующих манер поведения. Находясь бок о бок со своими воспитанниками, домашний воспитатель оказывал на них влияние в естественных жизненных ситуациях, направляя и регулируя поведение, предупреждая возможные ошибки. Часто та­кое влияние было многолетним, особенно это касалось девочек, которым «держали» гувернантку до замужества (Вспомните, на­пример, мисс Жаксон, гувернантку Лизы Муромской в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».) Предусматривалась диффе­ренциация воспитания в зависимости от пола ребенка: к мальчикам приглашали гувернеров, к девочкам - гувернанток.

На долю наемных педагогов выпадала повседневная, доста­точно монотонная воспитательная работа, посредством которой они настойчиво приучали своих питомцев к порядку, этикету. На них ложилась «черновая» работа по обучению детей иностранно­му языку, что было сопряжено с многократными упражнениями, исправлением ошибок. Педагоги прибегали к замечаниям, пори­цаниям, нотациям, наказаниям, т.е. таким методам воспитания, которые вряд ли вызывали у детей приятные чувства. Естествен­но, что это подчас омрачало взаимоотношения между воспитате­лем и воспитанниками. Дети частенько подшучивали, подтруни­вали над гувернерами, гувернантками. Зато перед родителями они благоговели, что вполне объяснимо. Ведь ситуация общения с ними была совсем иной, чем с наемным педагогом: в редкие ча­сы, проведенные с детьми, родители одаривали их вниманием, лаской, вызывали яркие положительные эмоции, благодаря кото­рым образ маменьки или папеньки запечатлевался в сердце ре­бенка на всю жизнь.

В дореволюционной России на протяжении нескольких столе­тий институт гувернерства претерпевал значительные изменения, что объясняется повышением роли образования как националь­ной ценности. Известно, что реформы Петра I способствовали притоку иностранцев в Россию, в том числе подвизавшихся в ро­ли домашних педагогов (учителей и гувернеров). Многие домаш­ние педагоги-иноземцы решили попробовать себя на поприще, далеком от того, чем они занимались на родине. В перечень услуг, предлагаемых иностранцами, входило обучение манерам поведе­ния, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах. Обяза­тельным было усвоения правил светской беседы, соблюдение эти­кета. Среди иноземных учителей было немало таких, кто и с эти­ми премудростями воспитания не мог справиться, поскольку на родине они были поварами, парикмахерами, разорившимися ла­вочниками и т.д. Например, упомянутый выше француз Дефорж готовился стать кондитером. Приехав в Россию из любопытства или для решения своих материальных и финансовых проблем, эти так называемые домашние воспитатели и учителя редко соответ­ствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в предме­тах, которым им предстояло учить русских детей, поэтому не в состоянии были привить своим питомцам интерес и любовь к наукам.

Но мода на заграничное, царившая в России, распространилась и на домашнее воспитание. Считалось престижным приглашать гувернеров-иностранцев: этим демонстрировали свой достаток, упрочивали свое место в свете. Следует учесть, что многие дворян­ские семьи искренне считали, что иностранные педагоги обеспечат более высокий уровень воспитания и образования их детям, чем русские няньки и дядьки.

В XIX в, несмотря на повсеместное открытие образовательных учреждений (гимназий, лицеев, училищ, пансионов и др.), потреб­ность дворянских семей в домашнем воспитании, осуществляемом приглашенными лицами, оставалась достаточно высокой. При этом существенно росли требования к профессиональным и личностным качествам наставника. Примечательно, что требования шли не толь­ко от «заказчиков» - семей, прибегавших к помощи домашних педа­гогов, но и от государства, которое пыталось взять под контроль ин­ститут гувернерства и поднять качество его деятельности. Свиде­тельством тому является Положение о домашних наставниках и учи­телях (1834), содержащее перечень обязательных характеристик, ко­торым должен соответствовать домашний педагог, а именно: быть христианином, российским подданным, отличаться добродетельным поведением, иметь образовательную подготовку и опыт. Уровень образования выявлялся по результатам экзаменов, которые сдавал претендент на звание домашнего наставника, а о его нравственных качествах судили по удостоверениям, которые он получал по месту учебы и жительства. Претенденту, отвечающему всем требованиям, содержавшимся в Положении, вручалось свидетельство на звание домашнего наставника или учителя. Отныне он числился служащим Министерства народного образования.

Растущая потребность в подготовке детских воспитательниц для состоятельных семей побудила В.Ф. Одоевского написать книгу «Руководство для гувернанток». По замыслу автора, книга должна была содержать теоретические главы о воспитании и практическую методику ведения работы с детьми. Удалось ли В.Ф. Одоевскому полностью воплотить свой замысел, неизвестно: до нашего времени дошли лишь отдельные главы. Одна из них - «Разговоры с деть­ми» - дает представление о том, насколько высоки были требова­ния к домашним педагогам, особенно к их личностным качествам. Не зря лучшие из домашних наставниц того времени руководство­вались в своей деятельности принципом «сначала любить ребенка, а потом воспитывать».

Подготовка домашнего педагога осуществлялась а различных учебных заведениях. В женских гимназиях открывался дополни­тельный педагогический 8-й класс. Ученицам, окончившим этот класс с золотой или серебряной медалью, присваивалось звание домашней наставницы, а имеющие положительные оценки в атте­стате получали право быть домашними учительницами. Подготов­ка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществля­лась в религиозных учебных заведениях, на Высших женских кур­сах, в учительских семинариях, в институтах. Таким образом, в предреволюционные годы в России сложилась разноуровневая сис­тема подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

После революции 1917 г. домашнее образование и деятельность домашнего педагога, воспитателя, гувернера были запрещены и соответственно приостановлена подготовка отечественных кадров данной специализации. Однако в семьях государственной и пар­тийной элиты, как показывает мемуарная литература, прибегали к услугам домашних педагогов.

Возможность пригласить для своих детей домашнего педагога всегда была и, видимо, останется привилегией состоятельных се­мей. Социально-экономические перемены в России последнего де­сятилетия привели к расслоению общества, формированию средне­го класса, что создало предпосылки для возрождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педаго­гического явления.

Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею до­машнего воспитания силами педагога-профессионала, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятельной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образовательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Другие родители хотели бы давать детям более каче­ственное образование того или иного содержания. Наконец, сего­дня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламентацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учрежде­ния. Особая атмосфера развития и специального обучения требу­ется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей. Таким образом, мно­гие современные семьи отказываются от традиционного общест­венного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.

Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернан­ток, домашних воспитателей. Назначение современного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образова­тельные и воспитательные потребности, которые возникли на со­временном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значи­мыми для общества в целом (А.Н.Ганичева, С.В.Куприянов).

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) возникла по­требность в домашних учителях (а не только в репетиторах, как это было ранее). Впервые узаконено образование в семье, которое представляет собой одну из форм получения всех трех ступеней об­разования: начального, основного и общего. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Есте­ственно, что не всякая семья сумеет своими силами обеспечить об­разование своему ребенку. Привлечение домашних учителей по­зволит справиться с этим.

Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особен­ностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родите­лей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, об­разования, но бывает готов к различным дополнительным поруче­ниям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в дру­гой город и т.д.). Специфична деятельность домашнего педагога, ес­ли его воспитанник - ребенок с хроническими заболеваниями, с ог­раниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчи­вого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособ­ность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практиче­ские навыки ухода за больным ребенком.

Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необ­ходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, вну­шить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце ребенка - вот некоторые условия успешности работы до­машнего педагога. Соответствие им зависит от психологической подготовки педагога, от наличия таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважительность к людям, искренность в отношении с ними, развитое чувство такта, выдержанность. У домашнего педагога должен быть «острый» глаз, который помо­жет увидеть и поддерживать нормы и правила, господствующие в семье, ее традиции, стиль общения между всеми ее членами. Для сохранения мира в семье домашний педагог не торопится с мне­нием о ребенке, тем более - с оценками, не поучает, а тактично высказывает сомнения, не злоупотребляет советами и рекоменда­циями. Особенно тактично следует в интересах воспитанника корректировать цель и задачи семейного воспитания, если роди­тели добиваются их реализации без учета индивидуальных осо­бенностей ребенка, возможностей его развития. Например, жела­ют учить ребенка игре на музыкальном инструменте, хотя данных у сына или дочери нет. Или - обучать иностранному языку ребен­ка, страдающего дефектами речи.

Домашний учитель и воспитатель должны способствовать уста­новлению в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, тепла, отношения к ребенку как субъекту. Они ограничивают наси­лие (психическое, физическое) и агрессивность родителей по отно­шению к ребенку, поскольку берут на себя монотонную повседнев­ную воспитательную работу, приучая воспитанника к дисциплине, порядку, сдержанности, вырабатывая у него положительные при­вычки поведения, культуру деятельности и т.д. Нередко домашний педагог становится доверенным лицом ребенка, хранителем его детских тайн, что особенно важно, если родители заняты собствен­ной карьерой, бывают в частых отъездах. Профессиональный педа­гог выступает посредником между ребенком и родителями, кото­рые не всегда понимают особенности его развития, объясняя от­дельные из них детским капризом, упрямством и т.д.

Домашний педагог должен быть готов к многопрофильной об­разовательной работе с детьми разного возраста. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний. Со­держание углубленной образовательной работы обычно «заказывает» семья, исходя из чего и приглашают педагога, имею­щего соответствующую подготовку. Чаще всего современные ро­дители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, жи­вописи, игре на фортепьяно, пению и др. Направление углубленной работы может идти и от педагога, когда он предлагает, например, занятия лепкой, техническим творчеством, свою программу озна­комления с искусством на базе музеев, выставок и т.д.

Воспитание ребенка в семье с помощью приглашенного педагога может идти автономно от образовательных учреждений (детский сад, школа, школа искусств и др.). Однако задача домашнего педаго­га убедить родителей ребенка в том, что ему необходимо детское общество не от случая к случаю, а достаточно постоянно, иначе бу­дет формироваться обедненный или искаженный социальный опыт. Поэтому целесообразно сочетать домашнее воспитание с занятиями ребенка в спортивной секции, художественной студии, кружках и т.д. Тогда в функции домашнего педагога входит взаимодействие с педа­гогами учреждений дополнительного образования.

Профессиональную подготовку будущие домашние педагоги (воспитатели-педагоги) получают на разного рода курсах, а также в некоторых педагогических колледжах Российской Федерации. В Москве подготовка воспитателя-гувернера осуществляется в русле программы «Столичное образование» (1994).

Однако следует отметить, что статус домашнего педагога до сих пор остается неопределенным, нет нормативно-правовой базы его деятельности, поэтому специалист оказывается социально не за­щищенным. В последние годы выдвигаются идеи построения сис­темы гувернерской службы (С.В. Куприянов), но они вряд ли скоро будут реализованы, поскольку требуют государственной поддерж­ки, в том числе и материальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: