И Государственный надзор

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Издание второе, переработанное и дополненное

 

Г.Г. ИВАНОВ

 

Основные сокращения

 

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

БИМКО - Балтийский и международный морской совет.

ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Часть вторая // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. N 46. N 4532.

ИМО - Международная морская организация.

Конвенция ООН 1982 г. - Конвенция об Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. N 18 Ст. 2207.

КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

ТК - Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

УК - Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 52. Часть 1. Ст. 4921.

УЖТ - Устав железнодорожного транспорта // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

Закон о внутренних морских водах - Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон о морских портах - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

 

Предисловие

 

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) введен в действие с 1 мая 1999 года (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г., N 81-ФЗ). За десять лет, прошедшие с этого времени, в КТМ были внесены серьезные изменения. Наряду с этими изменениями в Российской Федерации были приняты различные нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие отношения, возникающие при осуществлении морского судоходства. Наконец, в эти годы многочисленные изменения были внесены в международные договоры Российской Федерации, регламентирующие международное морское судоходство, а также были приняты новые международные конвенции, участниками которых стала Россия. В этой книге освещаются и основные положения тех международных конвенций, которые вступят в силу в ближайшие годы, участницей которых может стать Россия, или основные положения которых будут положены в основу соответствующих законодательных актов нашего государства.

 

Г.Г.Иванов, профессор

 

Часть I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

 

Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,

осуществляющие государственное управление

в области морского судоходства

 

§ 1. Министерство транспорта Российской Федерации

 

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. ст. 945 с изменениями) система федеральных органов власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности кроме функций по контрою и надзору, а также функций по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых Президентом РФ и постановлениями Правительства РФ).

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр, в частности, вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении; дает во исполнение поручения Президента РФ, Председателя Правительства РФ поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащие федеральному законодательству решения федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта РФ (Минтранс) является федеральным министерством, руководство которым осуществляется Правительством РФ. Минтрансу подведомственен ряд федеральных агентств, в том числе Федеральное агентство морского и речного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июня 2004 г. N 274 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации" (с изменениями) Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим основным вопросам:

а) структурное реформирование в области транспорта;

б) развитие транспорта морского, внутреннего водного;

в) международное сотрудничество в области транспорта;

г) бюджетное финансирование в области транспорта;

д) проведение экспертизы и прогнозирования в области транспорта;

е) транспортная безопасность.

Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке принимает участие в выработке тарифной политики в области транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации является компетентным органом по реализации на территории Российской Федерации международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции упраздненных Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации.

Министерство транспорта Российской Федерации утверждает ежегодные планы и показатели деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении.

Минтранс принимает нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Минтранс обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министерство обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.

Минтранс взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации указанных выше полномочий имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;

- учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

- учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство транспорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Положение о Министерстве транспорта РФ утверждено Постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 г. N 395 (с изменениями).

Согласно п. 1 Положения министерство в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности. При реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентного органа в области морского транспорта, а также уполномоченного РФ по осуществлению условий договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой по передаче в аренду Финляндской Республике Советской части Сайменского канала и о. Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.

Минтранс осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных агентств, в том числе Федерального агентства морского и речного транспорта, а также Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5 Положения Минтранс осуществляет многочисленные полномочия в установленной сфере деятельности, в частности:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;

- порядок присвоения собственником названия морскому судну (ст. 20 КТМ);

- форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;

- правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта и в установленных случаях - прав на них;

- положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;

- условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- устав службы на морских судах;

- положение о капитане морского порта;

- положение о морских лоцманах (ст. 87 КТМ РФ);

- перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;

- правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, а также правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами (такие же правила должны приниматься в связи с присоединением РФ к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2007 г. - ФЗ от 3 декабря 2008 г. N 230-ФЗ);

- правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052, на Минтранс возложено утверждение правил плавания по трассам Северного морского пути, положения о дипломировании членов экипажей морских судов, порядка ведения реестра морских портов в РФ, общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 323 определены полномочия Минтранса России по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Министерство вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о федеральных службах и федеральных агентствах, предложения о предельной штатной численности федеральных служб и федеральных агентств и фонде оплаты труда их работников;

- представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств;

- дает поручения подведомственным министерству федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

- отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб и федеральных агентств;

- представляет в установленном порядке работников министерства и находящихся в ведении министерства федеральных служб и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;

- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства - приказы ненормативного характера.

Основным структурным подразделением Минтранса, осуществляющим выработку государственной политики в области морского транспорта, является Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта, действующий на основании Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. N 99.

Департамент взаимодействует с другими департаментами министерства, федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении министерства, их территориальными органами, организациями транспортного комплекса и их объединениями, иными организациями в пределах своей компетенции.

Основными задачами Департамента, применительно к морскому транспорту, являются:

- выработка государственной политики в области морского транспорта;

- разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности морского транспорта;

- координация и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в части морского транспорта), Федерального агентства морского и речного транспорта.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

- разрабатывает предложения к транспортной стратегии и стратегии развития транспорта, а также предложения по их корректировке в области морского транспорта;

- разрабатывает предложения по концепциям и программам социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, готовит информацию о результатах их реализации в области морского транспорта;

- участвует в реализации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции судоходной политики Российской Федерации;

- разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления в области морского транспорта;

- разрабатывает предложения по оптимальному использованию морских путей, включая Северный морской путь, в рамках единой российской транспортной системы;

- вырабатывает и реализует техническую и научно-техническую политику на морском транспорте;

- участвует в выработке государственной инновационной политики на морском транспорте;

- участвует в подготовке предложений по управлению федеральным имуществом в области морского транспорта;

- участвует в работе по выработке предложений в области транспортной безопасности по вопросам морского транспорта;

- обеспечивает разработку, анализ применения и внесение изменений в законодательные акты и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области морского транспорта;

- разрабатывает предложения в Правительство Российской Федерации по установлению границ акваторий и территорий морских и речных портов, а также по перечню портов, в которых разрешается заход судов, в том числе под иностранным флагом, и иных плавучих средств с ядерными установками и радиационными источниками;

- участвует в разработке проектов технических регламентов;

- осуществляет разработку, анализ применения и внесение изменений в нормативные правовые акты в области морского транспорта, в том числе:

а) правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на морском транспорте;

б) положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;

в) порядок присвоения собственником названия морскому судну;

г) форму и порядок ведения судовой роли и различных судовых журналов;

д) правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и в установленных случаях - прав на них;

е) положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;

ж) условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна;

з) положение о капитане морского порта;

и) перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;

к) правила регистрации судов и прав на них в морских портах;

л) порядок взимания и использования портовых сборов администрациями морских портов;

м) правила дипломирования членов экипажей морских судов;

- участвует в разработке, анализе применения и внесении изменений в акты в области морского транспорта, в том числе:

а) регулирующие осуществление воинских и специальных перевозок;

б) регулирующие осуществление перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа в смешанных сообщениях с участием железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта;

в) устанавливающие требования к тренажерам и тренажерным центрам;

г) устанавливающие порядок одобрения типов навигационной и связной аппаратуры и подписание свидетельств на одобрение типа изделия;

д) в устав службы на морских судах (за исключением судов рыбопромыслового флота);

- принимает участие в подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов по проектам законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в министерство от федеральных органов исполнительной власти, Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

- осуществляет рассмотрение и подготовку материалов к заседаниям Правительства Российской Федерации и комиссий Правительства Российской Федерации по вопросам морского транспорта;

- взаимодействует с ассоциациями и союзами транспортного комплекса по вопросам морского транспорта;

- разрабатывает предложения по позиции министерства, в том числе в контексте работы межправительственных комиссий (МПК) по сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами, подкомиссий и рабочих групп по транспорту, созданных в рамках таких МПК, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, готовит предложения по внесению изменений и дополнений в международные договоры Российской Федерации в области морского транспорта;

- готовит необходимые документы по вопросам подписания, внесения изменений (включая внесение изменений в приложения), дополнений, денонсации, пересмотра, ратификации международных договоров и межправительственных соглашений в области морского транспорта;

- организует разработку мер по реализации Российской Федерацией положений международных договоров в области морского транспорта;

- формирует для руководства министерства предложения по позиции Российской Федерации при взаимодействии с Международной морской организацией (ИМО), другими межгосударственными, межправительственными и неправительственными организациями, государственными органами иностранных государств в области морского транспорта;

- вносит руководству министерства предложения по реализации полномочий министерства как компетентного органа в части выработки государственной политики и нормативного правового регулирования по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в том числе как "администрации", "назначенного органа";

- участвует в работе по выработке предложений в части взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта с органами государственной власти иностранных государств и международных организаций по вопросам морского транспорта;

- разрабатывает предложения по проведению международных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- организует разработку проектов развития инфраструктуры и предложений по условиям их реализации в области морского транспорта;

- участвует в согласовании генеральных схем развития портов, подготовке решений о строительстве инфраструктуры портов, открытии и закрытии портов, введении ограничений на прием грузов и обслуживание судов;

- готовит аналитические материалы для составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития транспортного комплекса в части морского транспорта;

- осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- готовит предложения для формирования заказа по проведению научно-исследовательских работ, финансируемых министерством из средств федерального бюджета по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- участвует в выработке политики в сфере тарифо- и ценообразования на услуги морского транспорта, а также мероприятиях по ее реализации.

Департамент имеет право вносить руководству министерства предложения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, участвовать в их рассмотрении.

Департамент обязан:

1) представлять по запросам руководства министерства информацию и материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

2) рассматривать в установленные сроки материалы, представленные в Департамент;

3) обеспечивать защиту служебной информации от несанкционированного доступа.

Отделы Департамента возглавляются начальниками отделов. Назначение на должность и освобождение от должности начальников отделов осуществляются министром по представлению директора Департамента, согласованному с заместителем министра, координирующим и контролирующим работу Департамента.

Начальник отдела:

1) осуществляет руководство отделом на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел;

2) по поручениям директора Департамента принимает в установленном порядке участие в совещаниях, проводимых в министерстве и других ведомствах по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

3) организует работу отдела, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителя и работников отдела, организует их взаимодействие, осуществляет контроль их деятельности;

4) дает работникам отдела обязательные для исполнения поручения по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, и требует от них отчет об исполнении этих поручений.

В настоящее время в составе Департамента находятся следующие отделы:

- отдел безопасности на морском и речном транспорте;

- отдел судоходства;

- отдел портов;

- отдел координации, анализа и прогнозирования;

- отдел внутренних водных путей.

 

§ 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

 

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 установлено (п. 4), что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Согласно Постановлению Правительства от 7 апреля 2004 г. N 184 "Вопросы федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (с изменениями) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются:

а) осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения;

б) выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;

в) регистрация актов, документов, прав и объектов;

г) организация, проведение и участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследований транспортных происшествий на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте;

д) издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 (с изменениями), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации в указанной сфере.

Федеральная служба находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также Положением.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5 Положения Федеральная служба осуществляет следующие основные полномочия:

осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

- о торговом мореплавании;

- об организации, обеспечении и выполнении организациями морского транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации морских судов;

также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

Федеральная служба выдает:

- лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;

- иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

Служба осуществляет в установленном порядке:

- организацию регистрации морских судов, ведение соответствующих реестров;

- присвоение рейсам морских судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;

- участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования, используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба имеет право:

- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Федеральная служба является юридическим лицом, имеет свою эмблему, флаг, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, используемых для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В составе Федеральной службы находится Управление государственного морского и речного надзора, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Ространснадзора от 26 марта 2008 г. N ГК-302ФС. Управление государственного морского и речного надзора участвует в осуществлении полномочий органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации по контролю и надзору на морском и внутреннем водном транспорте.

Управление государственного морского и речного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы государственного морского и речного надзора Ространснадзора, во взаимодействии со структурными подразделениями Ространснадзора, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, международными и иными организациями.

Согласно п. 8 Положения основной задачей Управления государственного морского и речного надзора является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

- о торговом мореплавании;

- об организации, обеспечении и выполнении организациями морского и внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- о безопасности гидротехнических сооружений;

- о лицензировании отдельных видов деятельности.

Управление осуществляет следующие основные функции:

- организацию проверок юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с судоходством и обеспечением его безопасности на море и внутренних водных путях;

- организацию лицензирования и лицензионного контроля следующих видов деятельности:

а) перевозок морским транспортом пассажиров;

б) перевозок морским транспортом грузов;

в) а также погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

г) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- организацию проверок безопасности судоходных гидротехнических сооружений, соблюдения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооружений;

- рассмотрение заключений и протестов сторон по аварийным случаям на морском транспорте и подготовку проектов окончательных решений по ним на утверждение руководством Ространснадзора;

- разработку основных направлений совершенствования деятельности системы органов государственного морского и речного надзора;

- сводный учет аварийности на морском и внутреннем водном транспорте, подготовку справочной информации руководству Ространснадзора;

- анализ аварийности на морском и внутреннем водном транспорте, подготовку предложений и проектов распорядительных документов по ее сокращению;

- обеспечение присвоения рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны статуса литерных;

- участие в работе по определению технического состояния морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания, используемых для перевозки высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

- участие в контроле за соответствием установленным требованиям функциональных подсистем организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- аттестацию лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности судоходства и защиты окружающей среды на морском и внутреннем водном транспорте;

- участие в аттестации аварийно-спасательных служб и формирований;

- контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту.

Согласно п. 9.17 Положения Ространснадзор подготавливает решения:

- о сертификации и признании центров дополнительной профессиональной подготовки членов экипажей судов и берегового персонала систем обеспечения безопасности судоходства;

- о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судам, зарегистрированным в реестре иностранного государства и переданным российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру);

- о согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях.

Ространснадзор организует регистрацию морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, включая спортивные и прогулочные, и прав на них, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров, а также ведение реестров лицензий по видам деятельности, осуществляемой на морском и внутреннем водном транспорте.

Госморречнадзор с целью реализации полномочий в сфере морского и речного транспорта имеет право:

- координировать и контролировать деятельность территориальных органов государственного морского и речного надзора, организовывать их отчетность перед Ространснадзором;

- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц;

- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере морского и речного транспорта;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими и физическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- составлять и рассматривать протоколы по делам об административных правонарушениях;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Госморречнадзора.

Управление государственного морского и речного надзора возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Ространснадзора по представлению заместителя руководителя Ространснадзора, контролирующего деятельность Госморречнадзора.

Начальник Управления осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госморречнадзор полномочий в установленной сфере деятельности.

В настоящее время в состав Госморречнадзора входят отделы (п. 14 Положения):

- отдел надзора за мореплаванием и судоходством;

- отдел надзора за портовой деятельностью и судоходными гидротехническими сооружениями;

- отдел надзора за лицензированием, транспортировкой опасных грузов и регистрации судов.

Отдел информационно-аналитического обеспечения, расследования и учета транспортных происшествий.

В сферу деятельности Отдела надзора за мореплаванием и судоходством входит:

1) контроль и надзор в сфере морского, включая морские порты (кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного транспорта;

2) осуществление государственного надзора за торговым мореплаванием и судоходством на внутренних водных путях Российской Федерации в целях обеспечения безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Отдел осуществляет в сфере морского и внутреннего водного транспорта следующие функции:

на морском транспорте и в морских портах:

- контроль и надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в установленной сфере деятельности;

- контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, возложенных на него Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Положением о капитане морского порта, утвержденным Приказом Минтранса России от 19 декабря 2006 г. N 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта", Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации;

- надзор за соблюдением участниками транспортного процесса на море требований международных конвенций и национального законодательства в области торгового мореплавания;

- надзор за дипломированием членов экипажей морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и судов внутреннего плавания;

- надзор за деятельностью организаций, осуществляющих управление движением судов в морских портах (СУДС);

- надзор за состоянием морских путей и средствами навигационного обеспечения на подходах к морским портам и в морских портах;

- надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов.

 

§ 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта

 

Согласно п. 5 Указа Президента РФ N 314 федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно либо по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 175 "Вопросы Федерального агентства морского и речного транспорта" это Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта.

Основными функциями Федерального агентства в установленной сфере деятельности являются оказание государственных услуг; издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ.

Агентство управляет государственным имуществом в определенных федеральными законами и актами Президента РФ и Правительства РФ пределах и порядке, осуществляя полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Согласно п. 5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 (с изменениями), основными полномочиями Агентства в области морского транспорта являются:

- проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Росморречфлот организует:

- проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

- мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;

- проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации;

- обучение и повышение квалификации специалистов в области морского транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;

- координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

- координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов.

Агентство осуществляет:

- оформление и выдачу паспортов моряка (удостоверений личности моряка) членам экипажей морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- предоставление судну, плавающему под Государственным флагом РФ, освобождения (изъятия) от выполнения требований Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов 1973/1978 г. и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.;

- выдачу разрешений на перевозки и буксировку в каботаже судами, плавающими под флагами иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов;

- выдачу заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;

- ведение реестра морских портов РФ;

- выполнение функций головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

- организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Федеральное агентство морского и речного транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство морского и речного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство морского и речного транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта:

- утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;

- назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства;

- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном агентстве морского и речного транспорта;

- утверждает структуру и штатное расписание Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе капитанов морских портов, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры.

В настоящее время в структуру Агентства входят, в частности, Управление морской и речной деятельности, которое включает в себя Отдел логистики, Отдел портовой деятельности, Отдел перевозок, Управление обеспечения судоходства (Отдел ледокольного обеспечения и гидрографии, Отдел обеспечения судоходства, Отдел конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений, Отдел связи, навигации и научной деятельности), Управление экономики и государственного имущества.

 

§ 4. Учреждения, предприятия и организации,

подведомственные Росморречфлоту

 

Федеральной службе морского и речного транспорта (Росморречфлоту) подведомственно значительное число федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.

Перечень указанных предприятий и учреждений утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 1748-р "Об утверждении Перечня федеральных государственных предприятий, находящихся в ведении Росморречфлота". В этот Перечень, в частности, входят такие федеральные государственные унитарные предприятия, как "Росморпорт", "Морсвязьспутник", "Гидрографическое предприятие", аварийно-спасательные управления на бассейнах. Среди федеральных государственных учреждений в первую очередь следует указать на администрации морских портов, Госморспасслужбу России, Службу морской безопасности, Российский морской регистр судоходства, а также образовательные учреждения.

Администрации морских портов созданы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами". За администрациями морских портов закреплялось на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. N 773 "О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами" было установлено, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими рыбными портами осуществляют администрации морских портов. Этим же Постановлением было поручено определить состав федерального имущества государственных администраций морских рыбных портов, передаваемого администрациям морских портов при реорганизации. Следует иметь ввиду, что ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 9 КТМ РФ было внесено изменение, устраняющее деление морских портов на торговые, специализированные и рыбные.

Согласно ст. 10 Закона административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.

Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями и осуществляют следующие функции:

1) обеспечивают безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;

2) обеспечивают порядок в морском порту;

3) принимают меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;

4) взаимодействуют с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;

5) руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;

6) предпринимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвуют в организации работ по ликвидации таких ситуаций;

7) организуют спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;

8) выдают разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;

9) проводят мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;

10) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Согласно ст. 12 в целях осуществления функций, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрация морского порта издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.

Акты администрации морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральному закону о портах, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Администрация морского порта, как федеральное государственное учреждение, действует на основании устава, утверждаемого Росморречфлотом.

Росморпорт.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" создано на основании Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами". За Росморпортом закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество морских портов, не закрепленное за администрациями морских портов. Устав ФГУП "Росморпорт" утвержден распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 31.03.2005 N ВР-130-р.

Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

Функции учредителя предприятия осуществляют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росморпорт имеет свои филиалы на всех морских бассейнах. Например, на Балтийском бассейне действует Санкт-Петербургский, Выборгско-Высоцкий, Усть-Лужский, Калининградский филиалы.

Согласно п. 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получении прибыли.

Для достижения этих целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе через свои филиалы, следующие основные виды деятельности:

1) организует и обеспечивает эффективное использование федерального имущества в морских портах и на подходах к ним, а также иного имущества, принадлежащего предприятию;

2) осуществляет безопасную эксплуатацию закрепленных за ним гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры;

3) принимает участие в разработке и согласовании генеральных схем стратегических планов, технико-экономических обоснований развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно-технологических перегрузочных комплексов морских портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;

4) осуществляет функции заказчика-застройщика при новом строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении транспортно-технических перезагрузочных комплексов, портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;

5) осуществляет ремонт, модернизацию и новое строительство гидротехнических сооружений и других портовых объектов, в том числе перезагрузочных комплексов и терминалов;

6) поддерживает в надлежащем техническом состоянии, обеспечивает функционирование, осуществляет модернизацию и новое строительство систем обеспечения безопасности мореплавания, в том числе расположенных на акваториях и территориях морских портов, в районах якорных стоянок, на рейдах, на фарватерах и подходных каналах;

7) осуществляет новое строительство, ремонт и эксплуатацию судов служебно-вспомогательного, дноуглубительного флота, ледокольных судов и судов, выполняющих задачи, вытекающие из международных договоров, участником которых является Российская Федерация;

8) сдает в установленном порядке в аренду закрепленное за предприятием имущество,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: