Совокупный спрос и факторы, влияющие на него

 

Совокупным спросом (AD) называют сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Совокупный спрос показывает различные реальные объемы товаров и услуг, которые потребители готовы купить при различных возможных уровнях цен. Он формируется четырьмя основными секторами экономики:

C – совокупным спросом домохозяйств;

İ – спросом на инвестиционные товары со стороны предприятий;

G – спросом на товары и услуги со стороны государства;

Xn – спросом на отечественные товары со стороны иностранных государств – чистым экспортом. Таким образом, AD = C + İ + G + Xn.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость. С понижением уровня цен (P), реализованный объем национального производства (Q) увеличивается. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, при постоянных других факторах рыночной ситуации.

Принципы построения кривой совокупного спроса аналогичны принципам построения кривой спроса на микроуровне (рис. 2.1).

 


Рис. 2.1 Кривая совокупного спроса:

P – уровень цен; Q – реальный объем производства

 

Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки; эффект богатства; эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки. При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается и, наоборот.

Эффект богатства. При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций и других финансовых активов падает, население беднеет. В итоге совокупный спрос сокращается и, наоборот.

Эффект импортных закупок. Данный эффект имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары – возрастает. При неизменных таможенных тарифах происходит увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта. В результате падает объем чистого экспорта и вместе с ним сокращается объем совокупного спроса. Понижение же внутренних цен приводит к превышению объемов экспорта над импортом, что весьма благотворно сказывается на объеме совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса. Существует несколько неценовых факторов, оказывающих влияние на реальный объем общественного продукта, который готовы купить домохозяйства, предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Неценовые факторы выделяются в четыре группы в соответствии с основными составляющими совокупного спроса (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1


Неценовые факторы совокупного спроса

 

Изменения в потребительских расходах (С) Изменения в инвестиционных расходах (I) Изменения в государственных расходах (G) Изменения в расходах на чистый объем экспорта(Xn)
Доходы потребителей Процентные ставки Изменения в государственных расходах Изменения в условиях внешней торговли
Ожидания потребителей Ожидаемые прибыли от инвестиций Принятие государственных программ Национальный доход в зарубежных странах
Задолженность потребителей Уровень налогов ―― Валютные курсы
Налоги потребителей Технология ―― ――

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: