Футувват и благородство

 

Одним из уроков, которому учит всех людей Имам Хусейн(а) в событии Ашура является футувват(فتوت) и благородство. Имам Хусейн(а) и его помощники в день Ашура в Кербеле проявили на деяниях это качество, показав его всем людям как пример и урок. Относительно благородства сказано как в Коране, так и в хадисах, некоторые из которых привожу к вашему сведению, перед тем как начать этот урок.

Всевышний Аллах сказал в 13-ом аяте суры «Кахф»:

«Мы расскажем тебе весть о них по истине. Поистине, они - юноши, [которые] уверовали в Господа своего, и увеличили Мы им [приверженность] руководству [верному]».

 

Слово فتوت (футувват) по происхождению состоит из арабского слова, корень которого связан со словом «фата». Смыслом слова «фата» является молодой, юноша, а слово футувват означает великодушный, щедрый. Помимо грамматического значения, в религиозной терминологии этим словом обозначают того человека, который обладает хорошими качествами и чертами.

В приведённом аяте Всевышний Аллах говорит об обитателях пещеры как о людях, обладающих «футувва». То есть, это те люди, которые владели благими чертами и качествами.

Футувват толкуют по разному. Первое толкование религиозное, а второе человеческое. В религиозных толкованиях в науке о нравственности футувватом называют чистую душу. Все части тела будут чистыми и благими, если чистым и благим будет душа, так как душа такой источник, что все части тела пользуются из этого источника. К примеру, посредством труб вода из водоисточника города достигает всех домов. Ясное дело, что источником воды, которая доходит через трубы в дома является водяного амбара. Если вода этого амбара будет смешанной, тогда во все дома будет поступать смешанная вода, так как сам источник является нечистым. Также и наоборот. Поэтому если душа чиста, тогда чистыми являются все части тела. Нечистота частей тела даёт знать о нечистоте души. Если глаза некоего человек заняты смотрением чужих женщин и являются запретными взглядами, то нет надёжности в глазах этого человека, так как нет доверия душе того человека. Если неприличными являются уши и язык человека, то неприличным является его душа. Повеление всем частям тела исходит из души. Таким образом, здравие и чистота частей тела зависит от здоровья, чистоты и светочи души. Каким образом может быть чистым душа человека, если взгляды, речи и деяния являются этого человека являются запрещёнными? Невозможно, чтобы нечистыми были части тела человека, но сердце его было здоровым и чистым. Все части тела чисты, если чист источник. Потому в науке о нравственности футувватом называют душу, которая чиста и здорова.

В Коране Всевышний Аллах привёл дуа Его Светлости Ибрахима(а) и указал на этот вопрос в том самом дуа:

«И не позорь меня в День, [когда все] будут воскрешены, в тот День, [когда] не принесут пользы [ни] богатство, ни сыновья, кроме тех, кто придёт к Аллаху с сердцем здравым [и покорным]!».

Сура «Аш-Шуара», аяты 87-89.

 

В данном аяте сказано, что выгоду возьмут в Судный день только и только те люди, которые чисты сердцем. Будут в убытке все, кто опорочили свои сердца. В тот день не принесут пользы человеку ни богатство, ни сыновья.

О футуввате и благородстве сказали в различных значениях, где о смысле данного качества выразились и арифы. Ходжа Абдулла Ансари был одним из великих арифов. В написанной им книге по ирфану «Сто дистанций» он перечислил нужные для ирфана переходы, дистанции. Перечисляя те самые дистанции, он сказал о футуввате и благородстве, когда дошёл до этого места:

«Благородством является то, чтобы не возвеличивать себя в своём жилище и не оправдывать себя».

Считаю нужным опустить этот вопрос, так как этот вопрос является беседой ирфана. Так как этот вопрос является вопросом арифов, потому сами арифы знают более ясное и глубокое значение.

Другим смыслом является то, что человек не должен ставить себя выше других и считать себя верным во всех случаях. Некоторые не должны полагать, что каждый должен вставать к его ногам и почитать его. У таких людей никогда не может быть благородства. Почему все должны уважать тебя, а ты никого не должен почитать? Кто дал тебе такое право, что все должны вставать к твоим ногам, когда ты заходишь куда-то, но ты же в свою очередь не должен вставать? Кто дал тебе такое право, что все должны приветствовать тебя, а ты не должен приветствоваться?

Святой Пророк(с) обладал такой почестью, что Аллах отправил его как милость для миров. Был тем человеком, кто обладал лучшей нравственностью, самой высшей степенью, был самым знающим и владел самой большей почестью пред Аллахом. Пророк(с) проявил уважение и почтение, когда к нему подошёл араб-бедуин. Пророк(с) знал, что скажет этот бедуин, когда тот хотел сказать что-то, но он присаживался и внимательно слушал его до конца, дабы сохранить его уважение. Пророк(с) никогда не отделял себя от людей, несмотря на его почёт и достоинство. Он ел и работал вместе с ними.

О смыслах благородства также дошло до нас в хадисах. В том числе Пророк Муса(а) спросил у Аллаха о футуввате и благородстве, когда пошёл на гору Синай. Всевышний Аллах ответил ему: «Я даровал тебе дух, когда сотворил тебя. Эта душа была чистой и прозрачной, когда Я поручил тебе его. Ты вернёшь мне его в один из дней. Футувват, это то, чтобы ты вернул Мне эту душу такой, какой Я давал тебе его. Если ты сможешь вернуть его Мне чистой и лучезарной, то ты человек благородный».

Человек должен вернуть душу, данную Аллахом такой, какой она была. Человек не должен делать такое деяние, чтобы очернить его. Самой главной причиной очернения души является грех. На душу падает пятно, когда человек всякий раз совершает грех. Имам Садык(а) сказал относительно этого: «На душе каждого человека имеется одна белая точка. Когда человек совершает грех, из той точки образуется чёрная точка. Если человек покается, то самая чёрная точка сотрётся. Если он продолжит грех, то эта чёрная точка настолько увеличится, что закроет белизну всей души и душа всецело почернеет. После того как исчезнет белизна души и душа полностью почернеет, то обладатель этой души никогда достигнет блага и успеха».

Человек очерняет свою душу в последствие своих грехов. Каким образом может чистым душа человека, который оставил в сторону обязательные повеления Аллаха и совершает грех за грехом?

В один из дней Имам Садык(а) сказал одному из своих сподвижников: «Кого называют фата (юношей)? Он ответил: О довод Аллаха! Юношей называют того человека, которому мало лет. Его Светлость(а) сказал: Все обитатели пещеры были людьми старыми и пожилыми. Но Аллах в Коране называет их фата (юношами):

«[Помяни], как нашли прибежище юноши в пещере».

Затем Его Светлость Имам Садык(а) сказал: «Всякий, кто уверует в Аллаха и будет набожным, тот молод (обладает футувватом)».

Насколько бы человек не был стар, если у него имеется богобоязненность, тот считается молодым пред Аллахом. Хабиб ибн Мазахир был самым пожилым сподвижником в Кербеле. В исторических книгах его возраст указан как семьдесят лет. Перед тем как вступить на поле битвы в день Ашура, он прикрыл платком свои брови, дабы враги не посчитали его старым, увидев побелевшие брови. Он хотел, чтобы они считали его молодым бойцом. Защищая Имама Хусейна(а), Хабиб присоединил себя в ряды юношей. Священный Коран не смотрит на него как на старого. Имам Садык(а) называет его молодым. Если некий человек совершенен в богобоязненности и образец в набожности, тот человек является примером юношей, так как молоды его душа и вера. В данном вопросе нет разницы в том, что у человека волосы побелевшие или чёрные. Всякий, кто чист, преклоняется пред Аллахом, верен в своём каждом поклоне и по ночам поклоняется Аллаху, тот по утрам видит признаки праведности в своих деяниях.

Бурейр был одним из сподвижников Имама Хусейна(а) и мучеников Кербелы. О нём говорят, что на протяжении долгих лет он совершал утреннюю молитву с малым омовением ночной молитвы. То есть, выполнив малое омовение для последней ежедневной обязательной молитвы, он совершал как ночную молитву, а также всю ночь до утра был занят поклонением. Также относительно Увейса Карани пишут, что один его земной поклон растягивался с ночи до утра. В истории были не только эти люди, которые ночью занимались поклонением до утра. И в нашей жизни можно встретиться с подобными людьми. Маджнун оказался на улицах из-за любви к Лейле, потеряв рассудок. Его избили в Мекке, дабы он раскаялся из-за того, что влюбился в Лейлу. Его настолько много били, что Маджнун в итоге сказал: «Не бейте меня, я покаюсь». Ему объяснили, что он сказал таким образом: «О Аллах, убери любовь Лейлы из моего сердца». Его привели к Каабе. Маджнун остановился, поднял руки к небу и хотел сказать так, как сказали они. Но сказал таким образом: «О Аллах! Сделай любовь Лейлы в моём сердце ещё сильнее».

Бушри Хафи рассказывает: «Одного человека били кнутом. Было удивительным, что он не говорил ни единого слова и не издавал никакого звука, когда его били. Я спросил его: Тебя столько били, а ты вовсе ничего не сказал. Он ответил: Так как на меня смотрела мою возлюбленная».

Если некий человек из-за своей любимой претерпевает удары и боли, то не может ли поклоняться до утра влюблённый в Аллаха? Не может ли он сохранит своё малое омовение до утра? Не может ли не спать до утра и поклоняться Аллаху человек, любящий Аллаха? Безусловно, что человек, любящий и влюблённый в Аллаха, может стерпеть и более другие сложности. Тот самый аскет Бурейр, является таким учёным в обществе, что на него не смогли оказать влияние сильные и ложные пропаганды таких как Язид, Ибн Зияд, Умар Сад и так далее. В Кербеле он был готов к пролитию своей крови на этом пути. Он также прекрасно знал корни сложностей, происходящие в его обществе.

Таким образом, если у некоего человека будут чистыми душа, сердце и части тела, тот человек обладает футувватом. Также дним из смыслов футууввата является человечность. То есть человеческие, рациональные и нравственные поступки именуются футувватом. Футувватом обладает тот человек, который является человеком благородным, жертвующим, гордым, отважным и храбрым. Ислам принимает и оценивает того человека, который бросает свою жизнь в опасность, дабы спасти другого человека.

Главой большого племени арабы называют шейхом. Один малоимущий юноша из бедной семьи влюбляется в дочку шейха одного из тех племён. Он посылает своих сватов к шейху. Шейх видит, что парень очень беден и никак несравним с ним. Дабы избавиться от него, он говорит, что даром (махром) моей дочери является лошадь такого-то шейха. Я отдам тебе свою дочь, если ты сможешь принести ту лошадь. Шейх сам специально сделал это невыполнимое дело условием для этого юноши. Юноша подумывает про себя, что он должен заполучить эту лошадь как бы это ни было. Долго поразмыслив, он отправляется на то место, где шейх всегда проходит. Некоторое время каждый день он останавливается на этом пути и ожидает того, чтобы шейх прошёл оттуда. В один из дней он видит, что шейх идёт со своей лошадью. Когда шейх приблизился к нему, юноша сказал: «Я калека и был бы очень благодарен вам, если бы вы помогли мне добраться до конечного пункта». Шейх подумал про себя, что это молодой парень и он остался на дороге. Я сделаю благое дело, если доведу его к месту. Потому он сказал юноше: «Садись на круп лошади. Юноша сказал: Но я не могу сесть на лошадь, так как я калека. Не поможете мне?». Шейх слез с лошади и помог парню сесть на круп лошади. Когда же он сам хотел взобраться на лошадь, к тому времени уже юноша поскакал на лошадь вдаль. Шейх сказал вслед за ним: «Ты унёс лошадь, но совершив это дело, запер врата благого». Слова шейха оказали влияние на юношу. Он остановил лошадь и сказал про себя: «Та девушка больше не нужна мне. Пусть благо останется на своём месте». Он вернулся, отдал лошадь и сказал: «Я не являюсь ни вором, ни разбойником. Просто такой-то шейх попросил вашу лошадь за выкуп(махр) своей дочери. Я же хотел этим путём приобрести вашу лошадь. Но я не соглашусь запереть врата добра. Я отрекаюсь от этой девушки». Шейху понравился благородный и отважный поступок юноши и он сказал: «Теперь же, когда ты проявил мужество, вернув мне лошадь, дабы не потерять добро, я в свою очередь также поступлю по-мужски, отдам шейху свою лошадь и выкуплю её дочь для тебя. Они вышли в путь и отправились в дом шейха. Шейх с удивлением посмотрел и увидел, что тот юноша привёл как саму лошадь, так и его владельца. Они подошли к шейху и рассказали всю ситуацию. Шейх ушёл немного в раздумье и сказал: «Теперь же, когда этот юноша проявил мужество, вернув тебе лошадь, а ты же в свою очередь, тоже проявил мужество, приведя свою лошадь мне, потому ваши благородные поступки вынуждают меня к тому, чтобы я также проявил мужество и выдал свою дочь за него и вернул твою лошадь».

В истории имеются такие и подобные случаи и рассказы относительно футуввата, благородства. Порой с такими людьми можно встретится и в наше время. Все эти рассказы, события, являющиеся образцами красивой истории и мужества, являются историей ислама. В период Пророков(а), в особенности, в общине нашего Пророка(с), имамов(а) и у настоящей исламской общины после них происходило столько подобных случаев, что не имеют конца. Если посмотрим все истории, то увидим, что и в этом вопросе самой лучшей историей является Исламская история. Порой Аллах испытывал людей и в таких вопросах. Для рассказа таких легенд необходимо множество времени. Для примера довожу к вашему сведению футувват от имамов(а).

В период Имама Али(а) к Его Светлости(а) прилетела некая птица и начала вертеться над головой. Его Светлость Али(а) понял то, чего она хотела. Птица сказала: «О Али, на землю упал корм. Я хотел приземлиться на землю и съесть его, но меня увидел ястреб и погнался за мной. Он хотел поймать меня и съесть. Я нашёл прибежище у тебя. Его Светлость Али(а) взял птицу на руку. Ястреб прилетел и начал вертеться над головой Его Светлости(а) и сказал: О Али, я уже четвёртый день не могу найти никакую пищу. Лишь сегодня я нашёл эту птицу, которая нашла прибежище у тебя. Дай мне её. Его Светлость(а) сказал: Всякий, кто прибегнет ко мне, того я не отдам врагу. Ястреб сказал: О Али, прошу тебя, дай мне её. Его Светлость(а) сказал, что это невозможно. Ястреб сказал: Я чуть ли не умираю от голода. Его Светлость(а) сказал: Это уже другое дело. Если ты голоден, то найдётся что-нибудь для твоей еды. Но эта птица нашла прибежище у меня. Я никогда не отдам тебе её. Затем ястреб сказал: О Али(а), мы ангелы Аллаха. Аллах послал нас, дабы мы испытали тебя».

Подобные случаи в исламской истории можно читать очень много. Одним из событий футуввата и благородства является событие Кербелы. Это событие не является ни подобным вопросу с птицей и ни испытанием. В этом событии были истинные рабы Аллаха, которые образовали в Кербеле демонстрацию человечности. Они представили всему миру всякое благо и хорошие деяния, которые имеются. В том числе являлись ясными примерами футуввата и благородства. Привожу к вашему сведению несколько примеров относительно футуввата Имама Хусейна(а) и находящихся вместе с ним людей в Кербеле.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: