Человек - гость в этом мире

Было отмечено, что жизнь здешняя является средством для приближения к жизни Последней. Потому человек должен пользоваться этой жизнью не как самоцель, а как посредство. Когда мы смотрим на этот вопрос с другого угла, то видим, что люди являются гостями этого дома. Святой Пророк(с) сказал по поводу этого:

О люди, поистине, всякий проживающий в этом мире человек является гостем. А также всё мирское, владения являются доверенностью. Воистину, всякий пришедший гость должен когда-то вернуться. И должен в один день вернуть вверенное ему.

Этот хадис снова напоминает нам, что человек пришёл в этот мир как гость, а также всякое мирское имущество является порученной доверенностью ему.

Абузарр Гаффари был одним из близких сподвижников Святого Пророка(с). Долгое время он был возле Пророка(с), изучил смыслы аятов Корана, передал множество хадисов. В один из дней Абузарр Гаффари делал наставление учёным:

«О обладатели знаний и ищущие знания. Пусть вас не займут собой ваши семьи и имущества. Вы расстанетесь с ними как гости, когда наступит время расставания. Словно вы остались вместе с ними одну ночь, а на следующее утро вы расстанетесь с ними и уйдёте в другое место».

Итак, мы достаточно поговорили относительно ближней жизни из аятов Корана и хадисов. Теперь же обратим внимание на взгляды по поводу мирской жизни Имама Хусейна(а) и находящихся с ними. Посмотрим, была ли для них мирская жизнь самоцелью или посредством? Когда мы обращаем пристальное внимание на событие Кербелы, то видим, что во главе с Имамом Хусейном(а), люди, находящиеся там возле Его Светлости(а) объяснили всем людям значение и смысл ближний жизни как на словах, так и на деяниях.

Ибн Аббас рассказывает: «Люди толпами приходили к дому Его Светлости Али(а), дабы присягнуть ему. Войдя во внутрь, я увидел, что Его Светлость(а) делал заплату лаптей. Я сказал: О Повелитель верующих, люди избрали тебя халифом Исламского мира и собрались для присяги тебе. А ты занят нашиванием порванного места лаптей. Его Светлость Али(а) не ответил Ибн Аббасу ни слова и продолжил дело. После того как он закончил заплату лаптей, он положил их парами перед Ибн Аббасом и сказал: Ибн Аббас, по твоему, какова цена этих лаптей? Ибн Аббас ответил: О Али(а), это старые лапти, а если их купят, то купят за очень малую цену. Его Светлость(а) сказал: Ибн Аббас, клянусь Аллахом, что цена порученного для меня халифата ниже цены этих лаптей. А халифат же я принимаю для того, чтобы вернуть у угнетателей право (даже) одно угнетённого.

Имам Хусейн(а) сказал в одной из проповедей:

«Ваша наименьшая цена - это рай. Не продайте себя ниже цены рая. Если некто продаст себя за весь этот мир, то продал за очень малую цену».

В ночь Ашура Имам Хусейн(а) снова завершил довод со своими сподвижниками: «Пусть уходит всякий, кто желает уйти. Никто не будет препятствовать его уходу». Его Светлость(а) даже назвал имена некоторых, говоря эти слова. Сподвижники сказали: О сын Пророка(с), мы никогда не оставим тебя. Верно, что ты предлагаешь нам уйти, но мы не хотим расставаться с тобой. Всё, что тревожит тебя, также тревожит нас. Всё, чем ты доволен, также мы довольны этим. Мы чувствуем себя очень близкими к Аллаху рядом с тобой. Мы не хотим отпускать эту духовность и ценность. Его Светлость(а) сказал:

Если, действительно, ваши души привязаны тому, к чему привязана моя душа, если вас беспокоит то, что беспокоит меня, (и вы не хотите уходить от меня), в таком случае слушайте и знайте. Аллах приготовил в раю высокие и почётные места для тех своих рабов, которые были терпеливыми пред трудностями (на Его пути).

Затем Его Светлость(а) сказал: «Слушайте и знайте. Воистину, сном являются как сладость, так и горесть жизни ближней. В Последней жизни люди проснуться ото сна».

Порой во сне человек встречается с различными событиями. Порой видит, что он отдыхает в хороших местах, имеет большие возможности и находится внутри красот. Но когда он просыпается ото сна, то видит, что это был всего лишь сон. Все сладости и горечи были всего лишь сном. В исключительных случаях человек встречается с такой красотой и духовностью, что некоторое время воздействие от этого остаётся в его душе. Покойный Аятолла Муртаза Мутахарри сказал своей супруге за три-четыре дня до своей мученической смерти: «Во сне я увидел, что стою возле Каабы вместе Имамом Хомейни(р). Вдруг я увидел, что Святой Пророк(с) приближается к нам, смотря на меня. В душе я промолвил, что, Господин, подходи не ко мне, а к Имаму Хомейни. Он выше меня. Но Пророк(с) подошёл ко мне, пожал мои руки и прижал в объятия. В этот момент я проснулся ото сна. Я до сих пор чувствую тепло Его Святости (с). Из данного поступка Пророка(с) я понял, что моё время настало. Я уже должен покинуть этот мир».

Его супруга рассказывает: «Я спросила его о том, откуда он это знает? Устад Мутахарри ответил: Потому что Пророк(с) подходил в мою сторону, а не в сторону Имама. Я почувствовал, что до его поры ещё есть. Спустя три дня Муртазу сделали мучеником».

Порой теплота и другие влияния сна остаются в душе человека на некоторое время.

Итак, Имам Хусейн(а) и его приближённые и помощники смотрели на этот мир как некий сон. Если некий человек видит этот мир как сон, тогда он смотрит на сладости и горечи этой жизни также как и на сон.

Затем Его Светлость Имам Хусейн(а) сказал: «Человек проснётся ото сна в судный день».

Счастливые и несчастные жизни ближней очнувшись в судный день, увидят, что все радости и горести в этом мире были одним сном. То есть счастливым человеком является тот, кто будет считаться счастливчиком жизни будущей. Также несчастные люди увидят своё несчастье в той жизни. Человек должен обладать набожностью в здешней жизни, дабы быть счастливым в той жизни. Потому что набожность является самым значимым вопросом для обретения счастья человеком.

Его Светлость Али(а) сказал по возвращении из Сиффина и посещении могил на окраине Куфы: О обитатели обители одиночества, мест пустынных, могил мрачных, о люди земли, о люди покинутые, о люди одинокие, о в ужасе пребывающие, вы для нас — опередившие, мы же — за вами следующие, что до домов (ваших), то их (другие) населили, что до жен ваших, то с другими в брак вступили, что до добра вашего, то его другие меж собою поделили. Это — то, что мы имеем сообщить о нашей здешней жизни, а что имеете сообщить о вашей?

Затем Его Светлость(а) обратил лицо к своим сподвижникам и сказал: Если бы было позволено им говорить, то они сообщили бы вам, что «лучшая поклажа — богобоязненность» (Коран 2:197).

«Путь красноречия», мудрость 130.

 

В день Суда человек будет гордиться лишь богобоязненностью и присоединится в ряды счастливых. Если не будет богобоязненности у тех людей, кто имел имущества, владения, дворцы и т.п., то все его владения не помогут ему в Судный день. Мирское для того, чтобы гордиться им в мире ближнем, а не Последнем. Потому что в той жизни с человека будет спрошено о молитве, посте, хумсе, закяте и других обязательных деяниях.

В данной проповеди Имам Хусейн(а) объясняет всем людям, что настоящими счастливыми являются счастливые жизни Последней, и также истинные несчастные являются истинными несчастными в той жизни. Счастье и несчастье данной жизни всего лишь преходящий сон.

После утренней коллективной молитвы под руководством Имама Хусейна(а) в день Ашура была прочитана проповедь. Имам Хусейн(а) в той проповеди высказался людям относительно ближней жизни:

«Воистину, Всевышний Аллах дозволил мою и вашу смерть в этот день. Я наставляю вам терпение и борьбу с врагом.

О сыновья почтенных людей, будьте стойкими. Смерть, это ничто иное, как мост. Люди, хоть и со сложностью, но войдут в рай просторный и нескончаемыми благами. Кто из вас не захочет того, чтобы отправиться в рай из темницы? Ваши враги также пройдут через этот мост. Но они уйдут из рая в темницу.

Мой отец сказал мне такой хадис от Посланника Аллаха(с): Ближняя жизнь - темница верующего и рай неверующего. Смерть, это мост, чтобы отвести верующих в рай, а неверующих в ад».

В другом хадисе Имам Хусейн(а) сказал:

«Смерть на пути чести - вечная жизнь».

Имам Хусейн(а) очень прекрасно знал значение ближней жизни. Потому в этой жизни он был терпелив на все сложности на пути Аллаха и даже был согласен на смерть. Он знал, что эта жизнь лишь мост. Он знал, что все сладости и горечи этой жизни являются неким сном. Он понял, что смерть это успех, а жизнь вместе с нечестивицами угнетение. А также всему этому обучились и поняли сподвижники и семья Имама Хусейна(а), участвовавшие в Кербеле вместе с Его Светлостью(а).

В одном из своих молитв Имам Хусейн(а) обратился к Аллаху:

«О, мой Господь, о, мой Господин, я готов умереть семьдесят тысяч раз для подчинения Тебе и на пути Твоей любви, в особенности, если моей смертью будет оказана помощь Твоей религии, будут сохранены живыми Твои повеления и честь (шариата) Твоего Пророка».

На это дело были готовыми со всей душой сподвижники и близкие Имама Хусейна(а), подобно тому как был готов сам Его Светлость(а).

Нафе ибн Хилал был одним из тех сподвижников, которые были возле Имама Хусейна(а). Он рассказывает: В ночь Ашура я увидел, что Имам Хусейн(а) вышел из палатки и направился в сторону одной из холмов. Я был очень обеспокоен из-за одинокого выхода Имама(а) на улицу в такую мрачную ночь. Я подоспел к Имаму(а) и сказал: Господин, можно я тоже пойду с вами. Имам(а) остановился, увидев меня. Я сказал: Повелитель, меня тревожит то, что вы одни гуляете в эту ночь. Я боюсь, что вас может настигнуть опасность. Имам(а) сказал: Не беспокойся. Я вышел лишь прогуляться и посмотреть на ухабины, выбоины, дабы заметить засаду врага, вдруг если они приготовили подобное. Потому я прохаживаю возле палаток, чтобы дети не были обеспокоены и спокойно спали. Нафе рассказывает: Затем Его Светлость(а) взял меня за руки и показав мне середину между двумя холмами, сказал: Нафе, клянусь Аллахом, что обещанный мне завет является истиной. Пророк(с) поручил мне о моей мученической смерти. То самое обещание наступит этой ночью. Нет никакого сомнения в обещании Пророка(с). Затем Его Светлость(а) держа за мою руку, показал на меж двух холмов и сказал: Хотел бы прогуливаться между двумя этими холмами в эту мрачную ночь? Если хочешь уйти, то ты свободен, можешь идти. Нафе рассказывает: Услышав данные слова Имама(а), я в тот час бросил себя к ногам Его Светлости(а) и сказал: Господин, клянусь Аллахом, я не отойду от тебя. Я останусь с тобой до последней моей капли крови.

Нафе рассказывает: Затем мы вместе вернулись к палаткам. Имам(а) вошёл в палатку. Я не вошёл во внутрь, но услышал разговор Его Светлости(а) с сестрой Госпожой Зейнаб(с.а). Госпожа Зейнаб(с.а) задала такой вопроса брату: О довод Аллаха, испытал ли ты сподвижников, которые пришли с тобой сюда? Говоря от их имени, Имам Хусейн(а) дал такой ответ сестре Зейнаб(с.а): Клянусь Аллахом, я проверил их. Они такие люди, что наклонны к мученической смерти настолько, насколько дитя желает материнское молоко.

Нафе рассказывает: Услышав эти слова, мои глаза наполнились слезами и я начал плакать. Я отправился к Хабибу ибн Мазахиру и рассказал ему этот случай, и сказал: Кажется, Госпожа Зейнаб обеспокоена относительно нас. Будет хорошо, если ты соберёшь друзей и мы все вместе пойдём к Его Светлости(а) и в последний раз заявим наши слова и то, что никогда не свернём с этого пути. Хабиб собрал друзей и попросил у юношей из Бани Хашима, чтобы они не шли с ними. Мы хотим пойти к Имаму(а) без числа людей Бани Хашима и сказать слова души и снова высказать нашу верность Его Светлости(а). Они собрались и отправились к палатке Имама(а) и сказали Его Светлости(а) слова, находящиеся в сердце, а также снова сказали о том, что никогда не оставят Имама(а) одного даже на один миг. Одна из женщин вышла из палаток и сказала: «О люди пречистые и почтенные, мы благодарны вам за то, что вы действительно защищаете семью Пророка(с)». После этих слов все расплакались и разошлись по своим местам.

Эти почтенные люди были теми личностями, которые полностью поняли смысл смерти. Они ни капельку не боялись смерти, потому что осознали значимость смерти. Человек боится того, чего не знает. До своей последней капли эти люди были готовы защитить Имама(а) и его семейство и стать мучениками на этому пути. Каждый из них говорил о своей приверженности к Имаму(а), когда Его Светлость(а) беседовал лично с каждым из них.

Его Светлости Касиму в Кербеле было 11-14 лет. Он подошёл к Его Светлости(а) и спросил у дяди: «Дядя, я тоже стану мучеником? Его Светлость(а) спросил его: Как ты понимаешь смерть? Его Светлость Касим ответил: Слаще мёда. После этих слов Имам(а) дал ему весть о его мученичестве».

Хурр ибн Язид ибн Рийахи сожалел о содеянных деяниях. Он на самом деле не знал, что Умар Сад(л) хочет убить внука Пророка(с). Понаблюдав за всеми этими событиями, он был очень обеспокоен ночью. До утра он был в нерешительности. Некто спросил у него: Ты человек очень сильный, отважный и благородный. Видеть тебя в таком состоянии очень странно. Что с тобой случилось такое? Хурр ответил: Клянусь Аллахом, я вижу себя стоящим пред раем и адом. Я остался перед выбором. Но знай, что, если даже разрежут моё тело на части и сожгут, я не выберу ничего, кроме рая.

После этого Хурр перевернул свой щит в обратную сторону и поднял обе руки вверх. Опустив голову вниз и смотря на землю, в стыдливом состоянии он отправился в сторону палаток Имама(а). В исторических данных передано, что, когда дети увидели его направление в их сторону, они в тот час убежали в палатки из-за страха.

Он поцеловал землю, когда подошёл к Имаму Хусейну(а). В некоторых книгах пишут, что он поцеловал ноги Его Светлости(а). Его Светлость(а) посмотрел на него и сказал: Подними голову вверх. Хурр сказал: Господин, я тот самый человек, кто первый перекрыл тебе дорогу. Я стал причиной этого дела и всех этих сложностей. Сейчас же я пришёл к тебе в таком положении. Господин, я действительно не знал, что они доведут это дело до такого состояния. Теперь я пришёл попросить у тебя прощения и покаяться пред Аллахом. О сын Пророка, примется ли моё покаяние? Его Светлость(а) сказал: Да, Аллах примет твоё покаяние и простит тебя. Хурр сказал: Повелитель, а теперь позволь мне сразу же пойти на поле битвы. Имам(а) разрешил ему. Спросив дозволения у Имама(а), они вместе с Зухейром вошли на арену битвы. Когда Хурр зашёл на поле битвы, он прочитал несколько раджазов, и смотря в лицо противников, сказал: Никак не стыдно ли вам, что воды Ферата стекаются на улицы, тогда как уже три дня маленькие дети Хусейна(а) горюют жаждой выпить воды. Он сказал эти слова и начал сражение. В истории написано, что из числа противников он убил около сорока человек. Затем он опустился с лошади и пешим ходом отправил в ад ещё несколько человек, но потом его ранили. Хурра привели в сторону палаток.

Его Светлость Али Акбар был старшим сыном Имама Хусейна(а). Он был первым мучеником из числа Бани Хашим. Ему было приблизительно 27 лет. Когда Имам Хусейн(а) направлялся в сторону Кербелы, Его Светлость(а) сказал ему: Наш караван движется в сторону смерти. Али Акбар сказал отцу: «Отец, раз мы идём, тогда истина с нами? Имам(а) сказал: Конечно же, истина с нами. Али Акбар сказал: Отец, раз истина с нами, в таком случае, для меня нет страха на этом пути».

Перед тем как отправиться на арену битвы, он попросил разрешения у отца и пошёл сражаться. Имам Хусейн(а) смотрел вслед за ним с опечаленными глазами. Эти взгляды говорили о том, что это последнее прощание сына. Затем Его Светлость(а) обратился к Аллаху таким образом: «О Аллах, будь свидетелем, что я посылаю на поле битвы такого юношу, который больше всех похож на Пророка(с) по сотворению, нравственности и взглядам. Мы смотрели на красоту этого юношу, когда наши души скучали по Пророку(с). Затем он обратился лицом в сторону врага и сказал: «Умар Сад, пусть Аллах прекратит твой род, что ты убиваешь таких молодых».

Али Акбар вступил на поле битвы, а спустя через некоторое время его сделали мучеником и разрезали на куски.

Таким образом, Имам Хусейн(а) и люди, находящиеся в Кербеле вместе с Его Светлостью(а) объяснили всем людям значимость ближайшей жизни, на деяниях раскрыли его истинную сущность и пояснили смысл смерти. Эти почтенные люди своими деяниями объяснили нам, что ближняя жизнь, это всего лишь преходящая тень. Эти люди дали нам знать, что мирская жизнь подобна прожёванному куску мяса, а также то, что это здешняя жизнь, это переходной мост. Эти люди научили нас тому, что сладости и горечи этой жизни являются сном, а Последняя жизнь - это место пробуждения людей счастливых и несчастных. А также они учат нас тому, что счастливые люди в Будущей жизни, это те, кто богобоязнен и набожен в мире ближнем.

 



УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

ВЕРНОСТЬ

 

Одним из уроков, которому учит всё человечество Имам Хусейн(а) в день Ашура - это верность. Во главе с Имамом Хусейном(а), верные люди в Кербеле показали свою преданность Исламу. Всевышний Аллах сказал в 34-ом аяте суры «Исра’»:

«И будьте верны завету: поистине, о завете будет спрошено».

 

Завет это то, чтобы человек был верен своему обещанию. То есть всякий человек должен быть преданным обещанному слову и заключённому завету. Потому человека, который поступает сообразному своему завету, называют человек преданным. Но если некто не исполняет обещанное им, тот человек не верный. Это конкретное значение слова завет и верность.

Завет делится на два вида. Завет, заключённый человеком между Аллахом и завет, заключаемый людьми меж собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: