Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с борьбой со страстями и пороками, искоренением злых дел, с прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселитель-ных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель,
а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже, – для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе.
Духовная суть поста была выражена в словах пророка Исаии,
который говорит: «Отдай голодному душу твою» (Ис 58:10). Пост
заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разде-лить свой хлеб с ближним. Пост - это время, когда мы должны забыть
о себе, научиться же ртвовать собой ради других. Время Великого по-ста отведено нам для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь имен-но в этой перспективе.
|
|
Надо помнить,что Ц е рк о вн ы й Устав,со гласн о к о то ро-му в календарях и других источниках приводятся правила пощения, рассчитан на монастырскую жизнь, где весь уклад подчинен посту и молитве. А современный человек живет совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические, и эмоциональные.
Поэтому меру воздержания в пище необходимо согласовы-вать с состоянием своего здоровья, посоветовавшись со сво-им духовником или священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь, нужно определить посильную меру поста.
Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, бе-ременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку, путешествующим, тем у кого нет возможности поститься. Ес-ли у вас есть проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь с вра-чом, насколько вы можете себя ограничить. Возьмите благословение
На тот пост, который Вам по силам.
Святые отцы о посте
Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помыш-лений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, све-
тило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удер-жание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегче-ние сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, вра-
та рая и небесное наслаждение.
Преподобный Иоанн Лествичник
Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь
|
|
труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
Преподобный Антоний Оптинский
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Святитель Василий Великий
Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льго-та после тягостной жизни…
святитель Феофан Затворник Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но
если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой.
Преподобный Силуан Афонский
Слово Божие о посте
Пост установил Господь наш Иисус Христос: Но придут дни,ко-
гда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф 9:15).
Святые апостолы и первые христиане постились: Тогда они,со-
вершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:3).
Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерз-кой рукою бьет ближнего своего: "Почему мы постимся,а Ты не
видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить дру-гих; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис 58:3-4).
Недопустимо возноситься самому и уничижать других: «Тот,
кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим 14:3).
Нельзя поститься напоказ: Также,когда поститесь,не будьте уны-лы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы пока-заться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:16-18).
Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примирить-ся со всеми и самим всех простить: Итак,если ты принесешь дар
твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23-24).