Балетмейстер и артист балета – Игорь Александрович Моисеев

Оглавление

 

 

Введение …………………………………………..3

1. Балетмейстер, артист балета Игорь Моисеев…………………..6

2. История Ансамбля……………………………………………8

3. Творческий метод и особенности стиля танца Моисеева……………………………….11

Заключение.………………………………………….16

Список литературы………………………………………18

Приложения……………………………………………………………..19

 

Введение

Русский танцевальный фольклор и народные обряды стали достоянием балетной сцены. В спектакле и то, и другое претерпевало изменения, даже при желании постановщика сохранить увиденное неизмененным. Было положено начало ассимиляции фольклорных источников профессиональным хореографическим искусством. Этот процесс привел в дальнейшем к созданию народно-характерного танца - сценического варианта фольклорного прототипа, со всей эстетикой, отличной во многом от той, что существует в народном искусстве. В тридцатые годы сценическая хореография обогатилась новыми жанрами, расширилась и углубилась связь танцевального искусства с народным творчеством, утвердила новую эстетику.

В спектаклях «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Фадетта», «Партизанские дни», «Сердце гор», «Лауренсия», «Светлана», «Ромео и Джульетта», родившихся в стенах Москвы и Ленинграда, обновились приемы режиссуры, актерского мастерства; новые черты обрел язык танца.

В сценических партитурах огромное место заняли массовые сцены и танцы, призванные раскрыть образ народа, его силу, духовное богатство. Обращение к революционной теме, свободолюбивым образам способствовало рождению героического жанра в хореографическом искусстве, утверждению волевых, мужественных характеров.

В 30-е годы в союзных республиках появляются молодые коллективы, связанные с театрами Москвы и Ленинграда общностью художественных задач.

Действительность многое подсказывала молодым театрам, вскрывала богатейшие неисчерпаемые художественно- исполнительские ресурсы, связывала профессиональный театр с бурно расцветающим любительским искусством. Например, киргизское сценическое танцевальное искусство формировалось при особых условиях. В республике не было развитых канонизированных форм народного танца. Сложным процессом создания национального классического балета протекал одновременно с воссозданием народной пляски, с внедрением ее в жизнь самых широких масс. История мировой хореографии не знает подобных примеров. Элементы театральности явственны в народных играх, обрядах, где, как верно подмечают многие исследователи, организующее начало – ритм – несло с собой ряд движений, близких к танцевальным.

Но эти простейшие танцевальные элементы в силу целого ряда причин не привели к созданию законченных сложных форм народного танца с устойчивым пространственным рисунком и свойственным каждой форме движениям. Этому препятствовала религия и сам уклад жизни кочевого народа, затруднявший консолидацию и обобщение находок отдельных умельцев.

Воссоздание народного танца, утверждение профессионального театра шло в ногу со становлением нового уклада жизни, этических норм, нового отношения к труду.

Первые сценические танцы киргизы увидели в национальной музыкальной драме «Алтын-Кыз» В. Власова, В. Фере. Танец рождался и жил в реалистической обстановке, понятой и близкою зрителю.

В киргизских сценических танцах появилось подлинно народные черты – ловкие движения стремительных и сильных, наездников, жесты, идущие от национальных игр, застенчивая медлительная грация киргизских девушек. В сложных движениях рук можно увидеть приемы музыкантов-сказителей мансачи, сопровождающих свой рассказ на редкость выразительной пластикой рук и корпуса. Развитию народно-сценического танца способствовало проведение олимпиад и всесоюзных праздников народного творчества, одним из которых стал Всесоюзный фестиваль народного танца, который состоялся в Москве в 1936 году.

После фестиваля стала возникать потребность сохранения богатства многонационального искусства, стала вызревать идея создания такого коллектива, который был бы способен художественно воплощать многообразия танцев народов России. Эта идея была сформулирована Игорем Моисеевым. На эстраде тех лет обращение к танцевальному фольклору бывало редким. На совещании подводившем итоги фестиваля, в докладе о развитии массовой хореографической культуры. Игорь Моисеев коснулся и вопросов сценической интерпретации танцевального фольклора. Он утверждал необходимость безотлагательного изучения танцевального фольклора страны, ибо меняющийся бытовой уклад - а в те годы происходила поистине коренная ломка старой жизни – «уносит с собой целый пласт народного искусства и ряд танцев, отражающий этот быт».

Подчеркивая необходимость чутко улавливать индивидуальные особенности танцев, в связи с тем, что «у каждого народа своя координация движений, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент», Моисеев считал необходимым для балетмейстера ограничиваться подчас лишь ролью редактора народного танца, дабы представить его зрителю в наиболее выгодном «удобочитаемом» виде.

Вместе с тем Моисеев призвал рассматривать танец не как нечто неизменное, переходящее в народе из века в век, но как «танец – процесс», в котором целый ряд элементов умирают и рождаются новые. Эти теоретические положения И. Моисеева воплотились в практике Государственного ансамбля народного танца.

Ансамбль впервые показал одно отделение своей программы в августе 1937 года. От этой даты и ведется его биография.[3, с. 87]

Балетмейстер и артист балета – Игорь Александрович Моисеев

Игорь Александрович Моисеев (21.01.1906г. –.11.2007 г) –величайший хореограф XX века, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Моисеев Игорь Александрович – величайший хореограф, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Игорь Александрович родился в Киеве 21 января 1906 года. Отец – Моисеев Александр Михайлович, адвокат. Мать – Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев. Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями – к рисованию и музыке – был скорее обязан матери. Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения – качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой (1920).

В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания был принят в балетную труппу Большого Театра, а затем стал его солистом. В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты. Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы.

Благодаря привитой родителями дисциплине сформировалась главная черта Моисеева –целеустремленность. «Посей действие – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу. Если трудно достичь результата (сразу достичь результат легко, но трудно удержать его), нужно построить жизнь так, чтобы каждый день, хотя бы на миллиметр двигал тебя вперед, укрепляясь на завоеванной территории».

Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству формировался еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.

«Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. Возвратившись в Москву, я сделал танец под названием «Бульба». Когда лет через пятнадцать я снова побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою «Бульбу». Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: «А он у нас всегда был». Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки. Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, – это ли не высшая форма признания!.

Его интерес не остался незамеченным – в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только, что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца []

 

История Ансамбля

«В его ансамбле все отточено, доведено до совершенства. Его танцовщики танцуют как один человек» – Майя Плисецкая.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

«Все встречи, происходившие в моей жизни и, особенно, в молодости, готовили меня к главному – созданию Ансамбля, которому я посвятил уже без малого 70 лет». [8, с. 10]

10 февраля 1937 года – первый сбор небольшой (40 человек) труппы, составленной Моисеевым из самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Мог ли кто ожидать, что их первые шаги прозвенят азартной дробью на полстраны. Но в следующем, 1938г. ансамбль уже танцевал на правительственном концерте в Большом Театре, пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому – неизменные аншлаги.

Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев – творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Война оттеснила на задний план все задачи, кроме одной –сохранить ансамбль. Основательно поредевший, (часть танцоров мобилизована) он без устали колесит по стране, выступая в госпиталях, военных частях, на заводах, иногда по три раза в день. Не было никаких дотаций – зарабатывали сами. Мало того, внесли полтора миллиона на оборону. Сразу после войны – гастрольный марафон.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. [7, с. 31]

Ансамбль народного танца – первый советский к о ллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

«Из моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Мы побывали с ансамблем в 60 странах мира. Триумф во Франции сменялся триумфом в Америке»

С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира.

«Балет Моисеева» на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир, объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк – синонимам формулы нет конца.

Цена этой радости узнавания – подвижнический труд не одного поколения моисеевцев.

В 1999 году – И.А. Моисеев занесен в книгу рекордов Гиннеса:

1.За самую долголетнюю творческую деятельность в области хореографии.

2.За рекордное количество поставленных хореографических произведений.

3. За выдающийся вклад в развитие мировой народно-сценической хореографии. [8, с. 67]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: