Теория и технологии развития речи детей

Проректор по учебной работе

___________Ю.Л. Камашева

«____»_______________2017_г.

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»,

ПРОФИЛЬ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ДЛЯ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Педагогика:

1. Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.

2. Формы и методы педагогического взаимодействия.

3. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

4. Современная система образования в России.

5.Классификация методов педагогических исследований: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, анкетирование, эксперимент.

6. Методика проведения педагогических исследований. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.

Педагогическая психология:

7. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

8. Характеристика современных педагогических систем (система М. Монтессори, Вальдорфская система, система Г. Домана; методика Н. Зайцева, школа Никитиных и др.).

9. Психологические основы игры. Виды игр. Структура сюжетно-ролевой игры и её роль в развитии дошкольника.

10. Развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их развития.

Социальная педагогика:

11. Социализация: факторы, средства, механизмы.

12. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Возрастная психология:

13. Раннее детство: ведущий вид деятельности, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.

14. Дошкольный возраст: ведущий вид деятельности и ее роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст: умственное развитие (восприятие, внимание, память, воображение, развитие мышления и речи).

15. Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в младшем школьном возрасте (внимание, память, мышление, воображение, речь). Кризис 6-7 лет.

Основы специальной педагогики и психологии

16.Нарушения развития: классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

17.Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

18.Современные психолого-педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений (задержка психического развития, олигофрения, деменция)

Дошкольная педагогика

19. Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС ДО. Комплексно-тематическое планирование работы воспитателя.

20. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.

21. Адаптация детей к дошкольной образовательной организации. Деятельность воспитателя по адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

22. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.

23. Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.

24. Подготовка ребенка к школе (понятие и виды готовности к школьному обучению, аспекты школьной зрелости). Деятельность воспитателя по подготовке ребенка к школе.

25. Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, психолого-педагогические требования к ним.

26. Организация предметно-развивающей среды в детском саду по ФГОС ДО.

27. Принципы, формы, методы, приемы и средства в воспитании безопасного поведения дошкольников.

 

Методика художественно-эстетического развития дошкольников

28. Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

29. Современные технологии и формы организации музыкальной деятельности детей.

 

Теория и технологии физического воспитания детей

30. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, условия.

31. Основные формы физического воспитания дошкольников, структура, содержание, варианты проведения.

 

Теория и технология экологического образования детей

32.Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

33.Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.

 

Теория и технологии развития математических представлений у детей.

34.Целевые ориентиры развития математических представлений дошкольников разных возрастных группах.

35.Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация).

36.Виды и особенности применения математических игр и дидактических пособий в современной дошкольной образовательной организации (палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, Танграм и др.).

 

Теория и технологии развития речи детей.

37.Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

38.Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.

39.Методика развития речевого творчества: обучение сочинению загадок, метафор, стихосложению.

40.Развитие словаря дошкольников. Методы развития активного и пассивного словаря дошкольников.

 

 

Практикоориентированные задания:

41. Сформулируйте правила и опишите традиционные и инновационные формы работы воспитателя ДОО с семьей.

42. Опишите план родительского собрания для родителей воспитанников детского сада на тему «Психологические особенности адаптации детей к школе».

43. Сформулируйте правила работы с гиперактивными детьми.

44. Сформулируйте правила работы с тревожными детьми.

45. Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми.

46. Студентка института, выполняя курсовую работу по теме «Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте», должна была собрать необходимый фактический материал на педагогической практике, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!» (Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?)

47. Изучать заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью можно методом наблюдения. (Составьте план проведения наблюдений. Определите способы регистрации наблюдаемых фактов).

48. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок; в центре листа — большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» «А я не уместился», – ответил мальчик. (Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?)

49. Воспитатель детского сада каждый вечер наблюдает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму или бабушку, пришедших за ним, как он покидает,группу детского сада. (На какие симптомы поведения детей, реакции должен обратить внимание воспитатель? Чем полезны эти наблюдения?)

50. На занятии Шура разбирает у доски слово «слон». Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто-то подсказывает: «а». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не «а», а «о». Если бы «а», то было бы «слан», а тут «слон». (В каком возрасте ребенок осознает звуковой состав речи? Что влияет на осознание звукового состава слова? Приведите примеры игр и упражнений, направленных на обучение детей звуковому анализу слова).

51. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально, физически и т.д. Но в беседе с сыном, мама узнала, что у него нет желания идти в школу. (С чем связано такое рассогласование? Будет ли успешно сын учиться в школе? Что необходимо предпринять?)

52. Воспитатель проводит подвижную игру в младшей группе. В руках – игрушка кот. «Дети, – говорит он, – вы будете мышками, а кот будет вас ловить, когда проснется». (Какой дидактический принцип использован? С какой целью?).

53. Педагогическая ситуация: Воспитанники готовили подарки мамам к празднику 8 марта. Юра нарисовал портрет своей мамы. На следующий день он со слезами на глазах рассказал воспитателю, что мама рассердилась и сказала: «Что, я уж такая уродина?» (Какие методы можно использовать при обучении дошкольников рисованию портрета? Какую работу с родителями необходимо провести? Обоснуйте свой ответ).

54. Зарисуйте план-схему экологической тропы. Расскажите об организации работы на ней.

55. Решите задачу: В среднюю группу пришел пятилетний Гена. Его перевели из другого детского сада. Гена оказался очень неуравновешенным мальчиком. Движения его были быстры и беспорядочны. Выдержка, сосредоточенность совершенно отсутствовали. На занятиях мешал другим детям. Когда остальные спали, он и лежать смирно не хотел. Только при строгом наблюдении воспитательницы Гена заставлял себя лежать спокойно, но стоило на минуту отвернуться, как мальчик соскакивал с кроватки и будил всех подряд. На прогулке он ссорился с детьми, разрушал постройки. Бывало, что выходил в вестибюль и выбрасывал из шкафов одежду на пол, срывал с вешалок значки. Дети обижались на Гену.

1. С чего начали бы вы воспитательную работу с Геной?

2. Составьте подробный план воспитательной работы с мальчиком.

56. Решите задачу: Пятилетний Саша груб с товарищами. Он всегда первый бежал умываться, отталкивая других. Во время обеда или завтрака капризничал: то ему надо блестящую ложку, хотя все ложки были одинаковы, то особую тарелку. Воспитательница иногда уступала его требованиям. Случалось, что Саша испачкает свою салфетку и потихоньку положит ее в карманчик к другому ребенку, а у того возьмет чистую. Надо было отучить ребенка от плохих поступков.

1. Что могло быть причиной появления у Саши дурных привычек?

2. Какие воспитательные меры следовало бы предпринять по отношению к Саше?

3. Составьте конкретный план действий по дальнейшему воспитанию мальчика.

57. Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.

Нина (5 г. 2 мес.) хорошо умеет считать до 10-ти. Мама предложила Нине послушать и решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина не смогла решить задачу.

Какая закономерность мышления ребенка отражает приведенный пример? Что можно предложить Нине для решения этой задачи?

58. Предложите конкретные психолого-педагогические мероприятия с целью развития представлений дошкольников о нравственности.

59. Составьте план личностного и профессионального саморазвития педагога дошкольной образовательной организации на 5 лет, включающий сроки, задачи, наименование мероприятий и ожидаемые результаты.

60. Составьте комплекс утренней гимнастики в детском саду (возрастная группа по выбору студента):

-обоснуйте правильность подбора упражнений в комплексе;

-назовите современные подходы к организации утренней гимнастики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: