Общение как интерактивную процесс. Виды взаимодействия

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Все виды взаимодействия делятся попарно на два противоположных вида:

1. кооперация;

2. конкуренция;

согласие – конфликты;

приспособление – оппозиция.

Кооперация – это упорядочивание, суммирование сил участников. Средство соединения сил – это отношения между участниками, их вклад в степень включения во взаимодействие. Самая яркая форма конкуренции – конфликт. Схема конфликтов в социальной психологии включает следующие характеристики (по Л.А.Петровской):

1) структура конфликта;

2) динамика;

3) функции;

4) типология.

1. Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации, позиции оппонентов, объект конфликта, инцидент как пусковой механизм, развитие, разрешение конфликта.

2. Существуют две разновидности (МортонДойч) конфликтов – деструктивные, разрушающие отношения, и продуктивные.

В деструктивных конфликтах постоянно расширяется число участников, усиливаются негативные установки.

Продуктивные конфликты не касаются несовместимых личностей, являются следствием разных позиций на одну проблему и способствуют выработке одинакового понимания проблемы.

Важность интерактивной стороны общения обусловила появление в социальной психологии нового направления – «символический интеракционизм» (М.Мид). Моделью взаимодействия признается игра, в которой человек выбирает «значимого другого» и ориентируется на то, как сам воспринимается этим «другим».

Стратегия взаимоотношений определяется характером общественных отношений, а тактика – представлением о партнере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: