По порядку возникновения: первичные и вторичные.
Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений.
По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.
Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.
Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.
|
|
Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям.
Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников.
Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
По значимости: референтные и группы членства.
Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».
К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.
К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
Проблема коллектива в социальной психологии.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином “коллектив”.
|
|
Важнейшими признаками коллектива являются:
социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;
признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами;
наличие добровольного характера объединения членов коллектива;
целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;
особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Таким образом, коллектив– это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям.
В отечественной психологии существует несколько теорий, рассматривающих развитие группы до уровня коллектива. Прежде всего, следует назвать стратометрическую концепцию А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы – это процесс возникновения, формирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.