Вопрос 32. Психология межгрупповых отношений

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Психология межгрупповых отношений выделена в социальной психологии сравнительно недавно, в начале 50-х годов

XX века. Объективными причинами этого явления стало усложнение самой социальной жизни в виде этнических, классовых, религиозных и пр. конфликтов и методологические проблемы социальной психологии.

В научном плане этому способствовали труды А. Тэшфела, В. Дуаза, С. Московичи, М. Шерифа и др.

Исследования основателей теории социальной идентичности А. Тэшфела и Д. Тернера показали, что область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера. В неё включены четыре основных процесса: социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, социальная (межгрупповая) дискриминация.

Социальнаякатегоризация – когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

 

Социальная идентификация – процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение – процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

 

Заключительным звеном в серии когнитивных процессов являются внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация (склонность позитивно оценивать свою группу и критично другую группу). В их основе лежит потребность личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Вопрос о соотношении когнитивных и социальных аспектов межгруппового взаимодействия по-разному освещается в социальной психологии. Феномен универсальности внутригруппового фаворитизма, полученный А. Тэшфелом, обусловлен тем, что эти два аспекта не были достаточно четко разведены. В работах В. Дуаза, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгрупповых отношений, признается социальное содержание когнитивных категорий. М. Кодол рассматривает не просто когнитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых отношений, но влияние этих структур на изменение самих отношений. Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М. Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С. Московичи приходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений (Донцов, Емельянова, 1987).

В отечественной психологии межгрупповые отношения исследовались в работах: В.С. Агеева, А.И. Донцова, Т.П. Емельяновой, Б.Ф. Поршнева и др. В русле принципа деятельности предметом психологии межгрупповых отношений названа когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия.

37.​ Основные сферы социализации человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Самосознание. Возможно, центральной сферой социализации личности будет именно развитие самосознания индивида. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено. Самосознание - это оценка и осознание индивидом своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. В ходе своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Самосознание - это незаменимое условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

Важнейший характеристикой самосознания является то, что его развитие в ходе социализации - это контролируемый процесс. Он обусловлен непрерывным получением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Притом, что самосознание имеет отношение к самым глубоким, личным характеристикам человеческой психики, его формирование невообразимо вне деятельности, поскольку только в деятельности реализовывается определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации человек имеет дело с расширением направлений и видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Первым является - ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Ориентировка реализуется посредством личностных смыслов, т.е. означает обнаружение для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

 

Вопрос 33.Межличностный конфликт, его структура и динамика.

Межличностные конфликты– это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: