и детей предпубертатного возраста,
осложняющие их социальную адаптацию
Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
– сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
– невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
– некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
– раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
|
|
– переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
– стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
– выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
– асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
– неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
– раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
Задания для самостоятельной работы по теме
«Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
3. Что такое акселерация и ретардация?
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
8. Подготовьте сообщение на тему «Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук».
|
|
9. Подготовьте сообщение на тему «Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений».
10. Подготовьте сообщение на тему «Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС».
11. Подготовьте сообщение на тему «Нарушения поведения у подростков».
Методические рекомендации
При разработке данной темы главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящих к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления поставленной задачи необходимо выполнить предложенные задания, отработать понятия со словарем, выписать формулировки.
Рекомендуемая литература: [11, 29, 30, 31, 32, 33, 34].
Лекция 6. АКСЕЛЕРАЦИЯ И ОДАРЕННОСТЬ, ИХ РОЛЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
План лекции
6.1. Акселерация и ретардация.
6.2. Общие и специальные способности.
6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
Ключевые понятия: акселерация, ретардация, способности, одаренность, асинхрония, гетерохронность.