Качественный анализ минерализата на наличие ионов меди

Занятие №18

Тема: «Анализ минерализата. Определение и токсическое действие ионовмеди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка»

Цель занятия: познакомиться с количественным и качественным определением ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка,их токсическим действием на организм человека.

Задачи:

· изучить применение, свойства, токсическое действие, методы изолирования и определения ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка, развитие умений решения ситуационных задач по токсикологической химии

Компетенции: ПК-39.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: физиология и анатомия человека, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, органическая химия, аналитическая химия.

Средства обучения: лабораторные журналы, таблица «Дробный метод анализа минерализата», алгоритмы решения ситуационных задач, ситуационные задачи, необходимые реактивы для качественного определения токсикантов.

Содержание занятия:  лабораторная работа «Анализ минерализата. Качественное определение ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка».

Воспитательное значение темы: на данном занятии студенты знакомятся с токсическими веществами, ионами меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка, методами изолирования, исследования, токсическим действием на организм, что необходимо в практике провизора и судебно-химического эксперта.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: методику изолирования тяжелых металлов методами минерализации, схему анализа минерализата; способы анализа минерализата дробным и систематическим методом; методы маскировки мешающих ионов в минерализате, способы денитрации.

2. после изучения темы: применение, свойства, токсическое действие, методы изолирования и определения ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка.

Студент должен уметь:

· правильно подбирать биологический объект для исследования, в зависимости от отравления;

· проводить изолирование токсикантов из биологического материала;

· проводить качественное и количественное определение токсических веществ и их метаболитов;

· определять по симптомам характер отравления;

· решать ситуационные задачи по алгоритму на данную группу токсических веществ.

Методика проведения занятия:

 1. Хронометраж занятия:

· продолжительность занятия 135 минут

· вступительное слово 5 минут

· вводный контроль 15 минут

· беседа по теме занятия 20 минут

· практическая работа 60 минут

· решение ситуационных задач 30 минут

· заключение 5 минут

2. Вступительное слово: рассказ о протекании практического занятия

3. Контроль исходного уровня знаний: самостоятельная работа

Беседа по теме занятия

Вопросы для собеседования

1. Медь:

· ряд Н.А.Тананаева;

· особенности минерализата;

· применение;

· экстракция меди из минерализата диэтилдитиокарбаматом свинца;

· качественное определение:

ü с тетрароданомеркуратом аммония и сульфатом цинка;

ü с гексацианоферратом (II) калия и хлоридом кадмия;

ü с пиридинроданидным реактивом

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

2. Серебро:

· применение;

· качественное определение

ü реакция с дитизоном;

ü МКС;

ü с тиомочевиной и пикратом калия;

ü с хлоридом золота и хлоридом рубидия;

ü восстановление до элементарного серебра (с сульфатом железа(II) и аммиачным раствором хлорида серебра;

ü образование йодида и хлорида

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

3. Висмут:

· применение;

· качественное определение:

ü с 8-оксихинолином;

ü с тиомочевиной;

ü экстракция висмута ДДТК;

ü с бруцином и бромидом (химизм не нужен);

ü с хлоридом цезия и йодидом калия;

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

 

4. Сурьма:

· применение;

· качественное определение:

ü с малахитовым зеленым;

ü с тиосульфатом натрия;

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

5. Мышьяк:

· применение;

· определение по методу Марша. Устройство аппарата, проверка аппарата, проведение исследования, способы обнаружения;

· токсикологическое значение, накопление, выделение.

Практическая работа

лабораторная работа «Анализ минерализата. Качественное определение ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка»

Методику выполнения лабораторных работ см. методические рекомендации к практическим занятиям по токсикологической химии.

6. Заключение: подводится итог практической части занятия, студенты заполняют лабораторные журналы и сдают их на проверку.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лекционный материал

2.Токсикологическая химия: учебник/ Т.Х.Вергейчик:под редакцией проф.Е.Н.Вергейчика. – М.:МЕДпресс-информ, 2009.

3. Токсикологическая химия. Учебное пособие А.И.Жебентяев, Н.А.Алексеев, ВГМУ, Витебск, 2003

Дополнительная литература

4.Токсикологическая химия М.Д.Швайкова «Медицина», Москва, 1975 г.

5.Токсикологическая химия Крамаренко В.Ф. Киев «Высшая школа» 1989г.

 

 


 


План занятия 18

Анализ минерализата. Определение и токсическое действие ионов меди, серебра, висмута, сурьмы и мышьяка

1. Разобрать вопросы, которые были не понятны студентам.

2. Разобрать самому кратко все металлы, разъяснить, на что обратить внимание.

3. Спрашивать у доски металлы. Начать с меди, затем сурьма, висмут, мышьяк. Задавать дополнительные вопросы про серебро.

4. Самостоятельная работа.

5. Лабораторная работа №11.

6. Раздать задачи для решения дома (каждому раздать металл, про который нужно придумать только условие к задаче).

7. Дать оформить лабораторную работу №12.

 

 


 


Лабораторная работа №11

Качественный анализ минерализата на наличие ионов тяжелых металлов.

Ионы меди, серебра, висмута, сурьмы.

Цель: провести качественный анализ минерализата на наличие ионов тяжелых металлов: меди, серебра, висмута, сурьмы.

Опыт №1

Качественный анализ минерализата на наличие ионов меди

Реакция с калия гексацианоферратом (II). К 0,5 мл исследуемого раствора (CuSO4) прибавляют 2 капли 5% раствора калия гексацианоферрата (И) и 2 капли 2% раствора кадмия хлорида. При наличии ионов меди выпадает красно-бурый осадок.

(Напишите уравнения реакций).

Опыт №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: