Этапы становления и развития высшего физкультурного образования в России

Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности — общее, дополнительное и профессиональное [49,12]. Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительно-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование принято подразделять на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется учреждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Это — детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на формирование спортивных резервов различных уровней подготовленности — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса.

Профессиональное физкультурное образование реализуется образовательными учреждениями и дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах физической культуры, институтах, академиях, университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых университетах.

Профессиональное физкультурное образование ориентировано на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физической культуры различных уровней и квалификаций.

Как показывает изучение специальной литературы и зарубежного и отечественного опыта развития физкультуры и спорта, термин «физкультурное образование» вообще нигде не встречается. В этой области оперировали такими понятиями, как «физкультура», «физическое воспитание», «спорт», «физкультурное движение». Отсюда мы солидарны с мнением В.В. Столбова о том, что история физической культуры и спорта представляет собой специфическую отрасль исторических знаний и составляет важный раздел науки о физическом воспитании [183, 3]. Он историю физической культуры и спорта подразделяет на четыре периода.

1. Первый период — первый период история физической культуры древнего мира, освещающая особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры.

2. Второй период — история физической культуры средних веков, показывающая зарождение, расцвет и упадок феодального типа физической культуры.

3. Третий период - история физической культуры нового времени, раскрывающая о процессе зарождения и господства буржуазного типа физической культуры.

4. Четвертый период — история физической культуры новейшего времени - этап зарождения и утверждения социалистического типа физической культуры и упадка буржуазной физической культуры и спорта.

При выделении вышеперечисленных этапов истории физкультуры и спорта автор руководствуется историческим материализмом, согласно которому общественный быт, политические учреждения, образ жизни людей и вся их духовная жизнь, куда входит физическая культура и спорт, зависят от способа производства материальных благ.

Н.Ф. Кулинко историю развития физкультуры и спорта в России подразделяет на такие периоды, как: физическая культура с древнейших времен до VI века; физическая культура и спорт с VI по XVIII в.; физическая культура и спорт Российской империи; физическая культура и спорт СССР; физическая культура и спорт Российской Федерации. В основе его периодизации лежит принцип историзма, который подразумевает наиболее важные исторические события для России.

Как видно, даже беглый взгляд на имеющиеся периодизации показывает, что авторы вообще не обращали внимания на физкультурное образование в целом и профессиональное физкультурное образование в частности. Поэтому в нашей работе мы предлагаем свою периодизацию становления и развития высшего физкультурного образования. первый этап (ранний) - с середины до конца XIX века, характеризующийся развитием в военных учебных заведениях, фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры; второй этап (дореволюционный) — начало XX в. (до революции 1917 года). В 1909 открылась петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах, клубах; третий период (советский) — 1917 по 1990 гг. В СССР специализированные физкультурно-спортивные педагогические вузы были созданы уже в первые годы Советской власти — в 1918 в Москве (Государственный центральный институт физической культуры) и в 1919 в Петрограде {Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта). Основные организационные формы, структура и методика профессиональной подготовки специалистов сложились к концу 30-х — началу 40-х гг. XX столетия. Этот процесс стимулировало выделение в 1934 г. в старейшем вузе страны, ИФКе им. П.Ф. Лесгафта. спортивно-педагогических выпускающих кафедр в самостоятельные структурные подразделения. Анализ учебных программ того времени по курсу специализаций свидетельствует, что основное учебное время (около 75%) отводилось практическим занятиям. Традиционно в вузах физической культуры много времени уделялось учебно-тренировочному процессу; четвертый период (современный — конец XIX — начало XXI века).. Данный период характеризуется развитием сети высших образовательных учреждений по подготовке кадров для работы в области физкультуры и спорта. Открываются новые факультеты, создаются филиалы уже существующих физкультурных институтов и академий; усиливается научное исследование в области физкультуры и спорта; уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы физкультурных вузов. Однако наблюдаются и отрицательные тенденции: многие выпускники не работают по своей специальности, уезжают работать за границу, недостаточно финансируются исследования в области физиологии и спортивной медицине и т.д. Далее мы рассматриваем каждый период, выделенный нами более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: