Определить механизм, пути и факторы передачи

Противоэпидемические мероприятия.

Задача № 15.

При проверке по эпидемическим показаниям (заболевание пациента вирусным гепатитом В) дезинфекционного режима в стоматологической поликлинике эпидемиолог отдела контроля за дезинфекционной деятельностью ЦГСЭН проанализировал правильность выбора препаратов для дезинфекции и предстерилизационной очистки стоматологических инструментов, дезинфекции поверхностей и других объектов, соблюдение режима их обработки. Так, для совмещенного обеззараживания и предстерилизационной обработки стоматологического инструментария использовали препарат велтолен в режиме (концентрация и время выдержки в растворе) для профилактики инфекций вирусной этиологии. Стоматологические инструменты, загрязненные и не загрязненные кровью и другими биологическими субстратами, после окончания лечения пациентов погружали в раствор препарата.

Эпидемиолог проанализировал записи в амбулаторных картах пациентов за последние 3 мес. и обнаружил отсутствие сведений об общих заболеваниях, хронических инфекциях, обширных хирургических вмешательствах и т.п., указывающих на возможность инфицирования.

1. Дайте общую характеристику группы катионных поверхностно-активных веществ, к которым относится велтолен.

2. Используйте инструктивно-методический документ по применению велтолена для оценки правильного выбора препарата.

3. Оцените соблюдение режима дезинфекции и способа предстерилизационной очистки.

Задача № 16.

 Больной К., 20 лет, поступил в больницу с жалобами на желтушное окрашивание кожи, слабость, снижение аппетита, дискомфорт в правом подреберье, кожный зуд, боли в суставах.

При осмотре: кожа и слизистые с желтушным оттенком, склеры иктеричны. Переферические лимфоузлы не увеличены. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 70 в мин. АД 120/80 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный, печень увеличена.

Эпиданамнез: 2 месяца назад делал татуировку у знакомых.

4. Источник возбудителя инфекции.

5. Механизм, пути и факторы передачи.

6. Противоэпидемические мероприятия.

 

 

Задача № 17.

 

 В поселке Н., расположенном на юге РФ, 165 домов, проживает 810 человек. Дома имеют приусадебные участки. Источниками водоснабжения являются индивидуальные и общественные колодцы; для хозяйственных нужд берут воду из реки. Почвы в основном желтоземно-подзолистые и супесчаные. Высокий уровень грунтовых вод, большое количество осадков и густая растительность способствуют довольно высокой влажности почвы. На затененных участках даже в жаркое время года она составляет 80-90%. Температура почвы в феврале составляет 6-80 С, в марте 12-140 С, в июне-июле 28-300 С, в октябре 12-130 С, в ноябре 8-100 С.

Туалеты выгребного типа, содержатся в неудовлетворительном состоянии, прилегающая к ним территория загрязнена фекалиями. Домашние птицы имеют свободный доступ к фекалиям, рассеивая их по всему участку. Почва личных хозяйств удобряется содержимым выгребных ям, часто используются свежие фекалии. Основное занятие жителей – рисосеяние, овощеводство. На приусадебных участках в теплое время года жители поселка ходят босиком. В начале текущего года при обследовании на гельминты 198 человек, проживающих на 33 усадьбах, яйца аскарид обнаружены у 72, яйца анкилостомид – у 42, яйца власоглава – у 29, личинки стронгилоида – у 2 человек.

1. Определите показатель пораженности населения поселка геогельминтозами.

2. Укажите условия, которые могли способствовать формированию очага геогельминтозов в поселке.

3. Укажите причины распространения геогельминтов.

4. Назовите мероприятия по ликвидации очага.

 

 

 

Задача № 18.

Рис. 1. Заболеваемость населения г. Москвы скарлатиной в 1996–2007 гг.

Примечание: При проведенной статистической обработке данных выявлена достоверная (р< 0,05) тенденция к снижению заболеваемости. Среднегодовой темп прироста (снижения) ˗8%). Разница теоретических показателей 1996 и 2007гг. составила 70,0 на 100000 населения или 60%. Риск заболеть (по I теор.) снизился к 2007 г. до 46,1 на 100000 населения (5151 случая).

1.Опишите распределение показателей заболеваемости скарлатиной населения г. Москвы за указанный период времени 

2. Оцените в динамике степень риска заболеть скарлатиной в группах населения Москвы за указанный период времени.

3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.

 

 


Задача № 19.

 

Рис. 2. Внутригодовая заболеваемость скарлатиной в Москве за 1997–2007 гг. (типовая кривая построена по медиане)

 

1.Объясните, что такое медиана, как ее рассчитать и почему медиану наиболее целесообразно использовать для построения «типовых» кривых месячных показателей заболеваемости.

2. Объясните, что означают термины «фоновая, сезонная заболеваемость» и «верхний предел фоновой заболеваемости».

3. Изучите график, выявите и опишите все видимые на нем особенности внутригодовой динамики месячных показателей заболеваемости каждой кривой.

5. Выскажите гипотезы, объясняющие выявленные Вами особенности распределения месячных показателей заболеваемости скарлатиной в Москве за 1997–2007 гг.

 

Задача № 19.

Рис. 3. Многолетняя динамика заболеваемости скарлатиной в группах населения Москвы за 1997–2007 гг.

Примечание: заболеваемость взрослых колеблется с 0,80/0000 в 2005 г. до 2,70/0000 в 2000 г.)

1.Опишите распределение показателей заболеваемости скарлатиной в Москве за указанный период времени 

2. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости

3. Проведите оценку степени риска заболеть в представленных возрастных группах населения в динамике.

 

 

Задача № 20.

Табл. Число новых случаев артериальной гипертонии (АГ) в Москве среди женщин 20-69 лет, в зависимости от наличия или отсутствия гиперхолестеринемии (ГХС). 

 

 

Примечание: различие в частоте новых случаев АГ в опытной и контрольной группе достоверно (p£ 0,05)

 

1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования.

2. Определите цель этого исследования.

3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех женщин 20 - 69 лет.

            



Задача № 21.

Табл. Встречаемость частых ангин в анамнезе больных ревматоидным артритом и в анамнезе здоровых лиц

 

 

Примечание: различие в частоте встречаемости частых ангин у больных ревматоидным артритом и здоровых лиц достоверно (p£ 0,05)

 

1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.

2. Определите цель этого исследования.

3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех больных ревматоидным артритом.

 

        

 

Задача № 22.

Табл. Частота (доля) лиц куривших сигареты более 10 лет в анамнезе мужчин и женщин 30 - 60 лет больных раком легкого

 

 

1. Укажите возможные упущения (недостатки) в названии таблицы.

2.Определите, можно ли данное исследование считать аналитическим эпидемиологическим. В случае положительного ответа, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.

3. Определите цель этого исследования.

4. Укажите, какой или какие показатели (величины, коэффициенты) рассчитываются при такой организации исследования и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

5. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования считать доказательством того, что курение сигарет один из факторов риска рака легкого.

 

Задача № 23.

Оцените представленные данные

1. При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по чётности номера карты (чётные номера — основная группа, нечётные — контрольная). Во втором случае — по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье — основная группа, вторник, четверг, суббота — контрольная).

2. В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы — плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.

3. В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший испытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.

4. Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.

 

1. Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.

2. Каким образом такая организация исследования могла повлиять на полученные результаты.

 



Задача № 24.

Рис. Заголовок схемы отсутствует (см. задание)

Схема составлена на основании данных, изложенных в публикации «Формалин-инактивированная вакцина гепатита А, Приложение 1. А. Верзбергеридр.Nеw England Jornal of Medicine. 327 (7), 1992.

 

1. Изучите представленную схему и составьте ее заголовок.

2. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования и объясните основные его этапы.

3. Определите цель этого исследования.

1. Укажите, какой или какие показатели (величины, коэффициенты) рассчитываются при такой организации исследования и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняяи внешняядостоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования считать абсолютно истинными.



Задача № 25.

 

Рис. Суммарная заболеваемость различными ОКИ (острыми кишечными инфекциями) и заболеваемость брюшным тифом населения г. Н. с 1 по 12 февраля 2000 г.

Дополнительные сведения: за последние 10 лет в городе Н. выявлено по 1 случаю брюшного тифа в 1993 и 1994 г.г. Население города Н. составляло в эти годы 150000-200000 жителей.

 

1.Изучите диаграмму, дайте обоснованное определение представленной эпидемической ситуации.

2. Выскажите аргументированную гипотезу о наиболее вероятной причине данной эпидемической ситуации.

3. Составьте прогноз дальнейшего развития эпидемической ситуации.

4. Укажите, какие ожидаемые данные (эпидемиологические, клинические и бактериологические) подтвердят правильность Вашей гипотезы о причине возникновения данной ситуации.

Задача № 26.

 

Ребенку в плановом порядке была проведена проба Манту. На следующий день. У ребенка в месте укола появилась гиперемия в диаметре более 20 мм., повысилась температура тела, капризничает. Сыпь по всему телу, зуд. В анамнезе частые аллергические реакции в виде крапивницы.

Как расцените реакцию?

Ваша тактика?

 

 

Задача № 27.

 

 

Ребенку на 1 году жизни в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, проводится вакцинация БЦЖ.

 

К какому виду относится данная вакцина? Назовите преимущества данного вида вакцин? Назовите сроки вакцинации и ревакцинации БЦЖ.

 

 

Задача № 28.

 

Ребенку 6 мес. Была проведена вакцинация против полиомиелита, а вакцинация АКДС отсрочена в связи с легким недомоганием ребенка. Вечером мама гуляла с ребенком, перед сном искупала его. Ночью у ребенка поднялась температура 37,50 С.

Как расценить реакцию?

Тактика?

 

Задача № 29.

 

Ребенку 3 мес. Проведена вакцинация против полиомиелита.

 

Какие рекомендации необходимо дать родителям ребенка? Как проводится вакцинопрофилактика?

 

Задача № 30.

 

Ребенку 3 мес. Проведена прививка АКДС, на введение которой у ребенка к вечеру поднялась температура 37,50 С.

 

Как это объяснить, тактика родителей?

 

 

 

 

Оценочный фонд



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: