Качественный анализ минерализата на наличие ионов свинца

Занятие №17

Тема: «Анализ минерализата. Определение и токсическое действие ионов свинца, бария, марганца и хрома»

Цель занятия: познакомиться с количественным и качественным определением ионов свинца, бария,марганца и хрома,их токсическим действием на организм человека

Задачи:

· изучить применение, свойства, токсическое действие, методы изолирования и определения ионов свинца, бария,марганца и хрома, развитие умений решения ситуационных задач по токсикологической химии

Компетенции: ПК-39.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: физиология и анатомия человека, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, органическая химия, аналитическая химия.

Средства обучения: «Журналы регистрации вещественных доказательств и документов к ним», заключения эксперта, лабораторные журналы, таблица «Дробный метод анализа минерализата», алгоритмы решения ситуационных задач, ситуационные задачи, необходимые реактивы для качественного определения токсикантов.

Содержание занятия:  лабораторная работа «Анализ минерализата. Качественное определение ионов свинца, бария, марганца и хрома».

Воспитательное значение темы: на данном занятии студенты знакомятся с токсическими веществами: ионами свинца, бария,марганца и хрома, методами изолирования, исследования, токсическим действием на организм, что необходимо в практике провизора и судебно-химического эксперта.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: методику изолирования тяжелых металлов методами минерализации, схему анализа минерализата; способы анализа минерализата дробным и систематическим методом; методы маскировки мешающих ионов в минерализате, способы денитрации.

2. после изучения темы: применение, свойства, токсическое действие, методы изолирования и определения ионов свинца, бария,марганца и хрома.

Студент должен уметь:

· правильно подбирать биологический объект для исследования, в зависимости от отравления;

· проводить изолирование токсикантов из биологического материала;

· проводить качественное и количественное определение токсических веществ и их метаболитов;

· определять по симптомам характер отравления;

· решать ситуационные задачи по алгоритму на данную группу токсических веществ.

Методика проведения занятия:

1. Хронометраж занятия:

· продолжительность занятия 135 минут

· вступительное слово 5 минут

· вводный контроль 15 минут

· беседа по теме занятия 30 минут

· практическая работа 60 минут

· решение ситуационных задач 20 минут

· заключение 5 минут

2. Вступительное слово: рассказ о протекании практического занятия

3. Контроль исходного уровня знаний: самостоятельная работа

Беседа по теме занятия

Вопросы для собеседования

Барий:

· применение;

· качественное определение:

ü реакция перекристаллизации сульфата бария;

ü образование йодата бария;

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

Свинец:

· применение;

· качественное определение

ü реакция с дитизоном;

ü образование тройной соли гесканитрита калия, меди, свинца;

ü с йодидом калия и хлоридом цезия;

ü с дихроматом калия;

ü образование сульфида и сульфата свинца;

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

Марганец:

· применение;

· качественное определение:

ü реакция с перйодатом калия;

ü с персульфатом аммония (указать возможные способы протекания реакции);

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

 

Хром:

· применение;

· качественное определение:

ü с дифенилкарбазидом;

ü образование надхромовых кислот;

· количественное определение;

· токсикологическое значение, накопление, выведение.

Практическая работа

лабораторная работа «Анализ минерализата. Качественное определение ионов свинца, бария, марганца и хрома»

Методику выполнения лабораторных работ см. методические рекомендации к практическим занятиям по токсикологической химии.

6. Заключение: подводится итог практической части занятия, студенты заполняют журналы регистрации, пишут заключение эксперта и сдают их на проверку.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лекционный материал

2.Токсикологическая химия: учебник/ Т.Х.Вергейчик:под редакцией проф.Е.Н.Вергейчика. – М.:МЕДпресс-информ, 2009.

3. Токсикологическая химия. Учебное пособие А.И.Жебентяев, Н.А.Алексеев, ВГМУ, Витебск, 2003

Дополнительная литература

4.Токсикологическая химия М.Д.Швайкова «Медицина», Москва, 1975 г.

5.Токсикологическая химия Крамаренко В.Ф. Киев «Высшая школа» 1989г.

 

 


 


План занятия 17

Анализ минерализата. Определение и токсическое действие ионов свинца, бария, марганца и хрома

1. Раздать журналы регистрации и заключения, которые писали на рошлом занятии. Отметить ошибки.

2. Продолжить выполнение лабораторной работы (проведение ксантопротеиновой реакции, реакции с дифениламином, денитрация мочевиной), предварительно расписаться в журнале по ТБ.

3. Разобрать вопросы, которые были не понятны студентам.

4. Самостоятельная работа.

5. Устный опрос. По карточкам

6. Выполнение лабораторной работы №10.

7. Объяснить, как решать задачи по алгоритму.

8. Раздать задачи для решения дома.

9. Дать оформить лабораторную работу №11.

 

N.B.!!!! Лучше начинать с лабораторной работы, т.к. делают больше часа. Затем сделать перерыв и дать самостоятельную работу. Устно отвечать, как правило не успевают.

 


 


Лабораторная работа №10

Качественный анализ минерализата на наличие ионов тяжелых металлов.

Ионы свинца, марганца, хрома, бария.

Цель: провести качественный анализ минерализата на наличие ионов тяжелых металлов: свинца, марганца, хрома, бария.

Опыт №1

Качественный анализ минерализата на наличие ионов свинца

Получение сульфида свинца. К 1-2 каплям ацетата свинца добавляют 1-2 капли сульфида натрия. Наблюдают образование черного осадка сульфида свинца. Осадок не растворяется в разведенной серной и соляной кислотах, но растворяется в разведенной азотной кислоте с выделением оксидов азота и элементарной серы

(Напишите уравнения реакций).

Кристаллические реакции на ион свинца. К 1-2 каплям ацетата свинца добавляют несколько кристаллов йодида калия. Наблюдают появление желтых кристаллов йодида свинца. При дальнейшем добавлении йодида калия образуются длинные бесцветные игольчатые кристаллы КРЫ3. Реакции проводят на предметном стекле.

(Рассмотрите образовавшиеся кристаллы в микроскоп, зарисуйте их в тетради. Напишите уравнения реакций).

Получение сульфата свинца. К 1-2 каплям ацетата свинца добавляют 1-2 капли серной кислоты. Наблюдают образование белого осадка сульфата свинца.

(Напишите уравнения реакций).

Опыт №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: