Лейтенантская проза» или «фронтовая лирическая повесть»: основные темы, мотивы и образы

Военная проза 1950-60-х гг. («проза лейтенантов»). У ее истоков стоял роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Некрасов, сам пройдя войну офицером саперного батальона, смог в художественной форме показать «окопную правду», в которой героями были простой солдат, простой офицер. И победу одержали

простые люди - народ. Эта тема стала центральной в лучшей военной прозе 1950-60-х гг. Константин Симонов (1915-1979) «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» (1959-1971) - правдивая история о войне с первых дней. В романах звучат вопросы: «Кто виноват, что в начале войны было так много человеческих жертв?» «Кто виноват, что армия не была в боевой готовности?» В повестях Г. Я. Бакланова «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961) иЮ. В Бондарева - «Батальоны просят огня» (1957),

«Последние залпы» (1959), а позже в романе «Горячий снег» (1969) о войне рассказана правда без прикрас.

В «лейтенантской прозе» очень ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу. Название одного из романов Ю. Бондарева так и звучит: «Выбор».

Еще до войны литература стала средством пропаганды. Перед войной многие верили, что победа достанется «малой кровью, могучим ударом». Несмотря на то, что и во время войны идеологические стереотипы и принципы тоталитарной пропаганды в годы войны остались такими же жесткими, как в довоенное время, людей, сплотившихся ради спасения Родины охватило чувство общности, которое позволило Б.Пастернаку назвать этот трагический период в истории страны «живым». Писатели и поэты приняли участие в народных ополчениях, оказались в действующей армии.

"Литература лейтенантов" - лейтенантская проза - сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 года, тыл… Лейтенантская проза стала необходимым основанием всего накопленного культурного, нравственного, социального опыта людей, прошедших через Великую Отечественную войну и вынесших из неё уроки таких необходимых для существования человека качеств, как надежда, мужество и толерантность, которые помогали воспринимать человечество в целом и каждую личность в отдельности. Лейтенантская проза», войдя в состав «военной прозы», задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. В «лейтенантской прозе» очень ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу.

Первой в ряду подобных произведений стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). Ее отличала достоверность. В ней отразился дорогой ценой оплаченный опыт офицеров с передовой, безымянных защитников Сталинграда, которые, не жалея себя, сражались за каждый клочок родной земли. Именно эта повесть и стояла у истоков «лейтенантской прозы», более чем на десятилетие опередив последующие за ней «Горячий снег» (1965 - 1969) Ю. Бондарева, «Навеки девятнадцатилетние» (1979) Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» (1961) К. Воробьева.

Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, №8-9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда ». Ее появление заставило растеряться литературную общественность: никому неизвестный автор, простой офицер, повесть написана простым, не возвышенным (в духе «за Родину, товарищи!») стилем, ни слова о партии, всего несколько мелькнувших упоминаний о Сталине. На всевозможных обсуждениях звучали стереотипы: «взгляд из окопа», «автор дальше своего бруствера не видит». Но «В окопах Сталинграда» - книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны, как страшного испытания душевных и физических сил человека, характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему (в самом деле, его герой осторожно дает оценки окружающим его людям, неприязнь и симпатию объясняя только личными причинами, не осуждая и не применяя мораль партийца и коммуниста, что для того времени - удивительная редкость), но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места.

Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 - 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах. Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне - роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов - мальчики, вместе с совершаемым героизмом ещё успевающие подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а оттого, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. В романе Ю. Бондарев попытался развить традиции «лейтенантской прозы» (тем более что она к этому времени переживала определенный кризис). Герои романа гибнут, не дожив, многого не узнав. Но (и это самое важное) они узнали главное: истинную ценность дружбы и любви, каждого мига жизни, прошли проверку на человечность через испытание огнем.

Бондареву уже нельзя приписать тот «взгляд из окопа», в котором обвиняли Некрасова. Герои Бондарева - не только офицеры и рядовые, но и высшие чины - воюют, как в окопах и у орудий, так и чертя стратегические планы на картах. Среди образов Бондарева - как бывший в плену Чибисов, так и Главнокомандующий. Произведение Ю.Бондарева, в сравнении с повестью В.Некрасова, охватывает больше «областей» войны, показывает нам войну во всех ее проявлениях, с разных ракурсов, как «сверху», так и из окопа. При этом Бондарев не разделяет взгляд на войну на «окопный» и «генеральский», смешивая и сталкивая ситуации и сближая образы, заставляя читателя проводить аналогии между генералом и лейтенантом, между рядовым и офицером.

В «лейтенантской прозе» особенно ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу. И от его выбора зависит, останется ли он человеком или лишь сломанной войной бездушной марионеткой.

«Лейтенантская проза» из всей военной литературы стала наименее агитационной, беспристрастно судя не рядовых и офицеров, не трусов и храбрецов, не патриотов и предателей, даже не советских солдат и немецких, а лишь Человека, как он есть. Ибо на войне человек становится тем, что есть на самом деле, без единого слоя наносной фальши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: