Проблематика и поэтика прозы Б. Зайцева (на материале любых произведений на выбор)

Зайцев Б.К. в начале 1910х подходит к неореализму, хотя его творчество тоже отличалось промежуточным складом. Ранняя проза Зайцева – соединение изобразительной детали с интенсивным лирическим строем. Ранняя проза Зайцева похожа на Бунинскую прозу 1900-х (привязка к усадебной деревенской теме, лирика природы). Раннего Зайцева питает импрессионистская стихия. Обновление прозы средствами лирики – основная стилевая тенденция начала века. Лирико-философское содержание, ведущее в творчестве Зайцева, в повести «Голубая звезда». Отдаленность от земных дел и отнесенность к «вышечеловеческому» - таково видение любви у Зайцева. В повести множество живых штрихов и черт уклада российской интеллигенции, но это – лишь внешний фон к вневременным изначальным смыслам.

В произведениях раннего Зайцева прослеживаются андреевские проблемы: зависимость человека от космических сил; трагическое одиночество человека среди людей; жизнь и смерть как формы существования космоса; господство Мировой Ночи, Рока, Судьбы и др. Мистической сущностью у писателя обладает и природа, которая эквивалентна мирозданию. Природные стихии в рассказах Б.К. Зайцева не равнодушны, они отражают настроение героев, бунтуют против неустроенности мира. Пантеизм Б.К. Зайцева - это одно из ключевых звеньев в раскрытии проблемы бытия.
Мрачные философско-религиозные идеи А. Шопенгауэра в творчестве Б.К. Зайцева постепенно модифицируют под воздействием философии Вл. Соловьева. Вл. Соловьев - создатель первой цельной мистико-символической системы, выдвинувший теорию «положительного всеединства», становится проводником Б.К. Зайцева к новой системе тем и образов. Следует указать на наличие у Б.К. Зайцева соловьевского двоемирия, преобладания интуитивного начала над рациональным. Ощущение тайны, рациональной непостижимости бытия, свойственное периоду начала XX века и сближающее произведения Б.К. Зайцева с философией Вл. Соловьева и символизмом, оказало решающее воздействие на формирование художественного образа в его произведениях. В творчестве писателя 1900-х годов достаточно четко прослеживается деление мира на материальный и трансцендентный («Соседи» (1903), «Тихие зори» (1904), «Сон» (1904), «Океан» (1905), «Миф» (1906), «Черные ветры» (1906), «Гость» (1908), «Сны» (1909) и др.). Это проявляется на уровне образов, художественной формы, особенностях символики. Так, символами присутствия потустороннего мира здесь, на земле, становятся Церковь, лампада («Тихие зори» (1904)), балкон (некое подобие возвышения, отдаленности от земли); образы пустыни и ночи (как проводники в потусторонний мир) и др. Часто персонажи зайцевских произведений предчувствуют свою гибель или гибель близких («Дальний край» (1912), «Голубая звезда» (1918)) или ждут чего-то неизвестного («Соседи» (1903), «Спокойствие» (1909), «Жемчуг» (1910)). Неожиданное ощущение тоски зачастую становится предвестником смерти. Предощущения усиливаются и на лексико-метафорическом уровне.
Так, например, доктор Яшин из «Спокойствия» ощущает «черный, мертвенный сентябрь» [3: 156]. Предчувствие приходит к героям в виде снов («Голубая звезда» (1918)) или галлюцинаций («Спокойствие» (1909)). Катализатором предчувствия могут быть воспоминания или некий предмет («Жемчуг»

(1910)).
Часто индивидуальная, земная любовь с ее пороками и страстями в произведениях писателя в конечном итоге становится частью великой космической любви, благословенной божественной благодатью. Стремясь соединить в женщине земное и небесное начала, Б.К. Зайцев пытается воплотить в своем творчестве идеи Вл. Соловьева и всепоглощающей любви ми Вечной Женственности (Софии), разлитой во вселенной.
Символистское ощущение бытия в ранних произведениях Б.К. Зайцева проявляется в своеобразии мотивики и символической образности. Одно из центральных мест в творчестве писателя занимают мотивы одиночества и сна. Герои его произведений очень часто не поняты социумом, непохожи на окружающих, реальный мир для них чужд («Соседи» (1903), «Тихие зори» (1904), «Океан» (1905), «Сны» (1909), «Спокойствие» (1909), «Мой вечер» 1909), «Смерть» (1910), «Земная печаль» (1915), «Голубая звезда» (1918) и др.). Герои зайцевских произведений замыкаются в своем внутреннем мире или находятся в некотором ограниченном пространстве, физически отделены от внешнего мира, уходят от него в мир грез, оказываются в разлуке с любимыми.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: