Глава 1. Сущность явления эвтаназии глазами общественности

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

 

Факультет социальных наук

Департамент государственного и муниципального управления

Кафедра местного самоуправления

 

РЕФЕРАТ

По курсу «Научно-исследовательский семинар»

на тему «Проблема восприятия явления эвтаназии в общественном сознании»


Выполнила:

студентка1 курса группы № 163


Е.Г. Морозова

___________________

 

Преподаватели:

Д.ф.н., проф. Ю.М. Плюснин

О.А. Моляренко

 

___________________

 

 

Сдано «20» февраля 2017 г.

 

Москва, 2017

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сущность явления эвтаназии глазами общественности. 5

Глава 2. Положение эвтаназии с позиции морально-нравственной оценки обществом 8

Заключение. 11

Список литературы.. 12

 

 

 

Введение

Являясь одной из наиболее острых и обсуждаемых проблем в истории биоэтики, эвтаназия уже на протяжении более 10 лет вызывает неоднозначную реакцию в массовом сознании. Общество по-прежнему разделено на два лагеря: одни выступают за легализацию эвтаназии, как акта милосердия и спасения, в то время как противники классифицируют ее как преступление и умышленное убийство.

Так где же проходит граница истинного понимания и восприятия явления эвтаназии? Именно этой проблеме посвящено данное исследование.

События, произошедшие в прошлом году, только доказывают актуальность исследования. В сентябре 2016 года в Бельгии впервые в медицинской практике была осуществлена эвтаназия по отношению к несовершеннолетнему ребенку. 17-летний неизлечимо больной пациент был подвергнут акту эвтаназии по собственному волеизъявлению. Несмотря на то, что, как сообщалось, пациент находился на последней стадии заболевания и не имел никаких шансов на выздоровление, событие произвело «сенсационный» резонанс. Таким образом, проблемапонимания и оценки эвтаназии с позиции моральности по-прежнему является актуальной в массовом сознании.

Объектом проведенного исследования выступает явление эвтаназии.

Предметом, в свою очередь, является совокупность общественных оценок и мнений в отношении поднятой проблемы.

Цель работы заключается в выявлении причин неоднозначного восприятия эвтаназии с точки зрения морально-нравственной оценки обществом, как в мире, так и в российской действительности.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить специфику понимания явления обществом и выяснить традиционные представления об эвтаназии;

2. Проанализировать совокупность общественных оценок и выявить перспективы дальнейшей легализации эвтаназии, как в России, так и в мире.

Методом проводимого исследования является анализ и сравнение

методологий и материалов двух статей, поднимающих поставленную проблему.

    Опираясь на заданную цель исследования можно сформулировать следующую гипотезу: на данном этапе развития существующей проблемы общественность не готова принять положительный статус легализации эвтаназии. Объяснение этому кроется в жесткой критике эвтаназии с морально-нравственной позиции обсуждаемого явления.

        

 

 

Глава 1. Сущность явления эвтаназии глазами общественности

Явление эвтаназии носит довольно неоднозначный и противоречивый характер в силу того, что на сегодняшний день существуют сложности в понимании и трактовке самого понятия «эвтаназии».

В своих статьях оба автора, анализируя данную сторону проблемы, руководствовались кабинетным и качественным методом исследования, опираясь на материалы научных журналов, статей и других источников информации по данной проблематике.

Автор русской статьи в своем анализе опирается на материалы более 80 публикаций и более 30 материалов СМИ, в то время как автор английской статьи использует в качестве источников информации религиозные печатные издания и около 40 научных статей.

Для начала обратимся к статье русскоязычного автора.

Первая сложность восприятия явления эвтаназии кроется в ложном понимании самого значения термина. В переводе с греческого языка «эвтаназия» определяется как «хорошая смерть»(«eu»означает «хороший», а «thanatos»– «смерть»)[1, С.34], что изначально вызывает внутреннюю логическую противоречивость. Именно по причине такой трактовки возникает множество вариаций восприятия феномена эвтаназии.

Если же обращаться к официальным правовым источникам, то определение крайне отличается. Согласно Основам Законодательства РФ об охране здоровья граждан, под эвтаназией понимается «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» [1, С.34]. Но важно отметить, что данное определение охватывает только активную форму осуществления эвтаназии (автор опускает рассмотрение данного аспекта в отношении других форм эвтаназии: пассивной, принудительной, добровольной, непрямой).

    В русской статье, помимо анализируемых печатных изданий, автор опирается на два случая применения эвтаназии, освещенных в мировых и российских СМИ:

1. декабрь 2008 года – акт эвтаназии, показанный по телевидению;

2. февраль 2009 года – одобрение судом Италии просьбы пациента об эвтаназии.

    Событие 2009 года становится центральным в английской статье автора AlbertoGiubilini и является яркой иллюстрацией нынешней существующей путаницы вокруг понятия «эвтаназия».

    Общественный диссонанс вызывало событие 2009 года, когда Итальянский суд одобрил иск отца пациентки, находящейся на искусственном жизнеобеспечении на протяжении 17 лет.

    Однако, уже в июле 2011 года в Италии был принят законопроект, запрещающий врачам отключать пациентов от аппаратов по искусственному поддержанию жизнеспособности, даже по просьбе самих больных[2,С.36]. Причина состояла в том, что итальянская общественность была категорически против легализации эвтаназии.

    Определение, которым автор наделяет явление эвтаназии, несколько отличается от предлагаемого в русской статье, а именно: «Эвтаназия, в медицинском контексте, направлена на инициацию смерти пациента с тем, чтобы положить конец его страданиям»[2, С.37].

Ключевым аспектом, рассматриваемой специфики, является тот факт, что эвтаназия, в первую очередь, направлена на облегчение и избавление пациента от страданий, а никак не на ускорение смерти в зависимости от желания пациента. Таким образом, позиция русского автора опускает важную деталь анализируемой проблемы. Итальянской трактовки придерживаются Американские и Австралийские медицинские ассоциации.

С позиции религии и морали автор английской статьи приводит следующее объяснение эвтаназии, опираясь на источник «TheCatechismofRomanCatholicChurch»: «действие или бездействие, которое само по себе или по намерению приводит к смерти для того, чтобы избавить от страданий, является убийством» [2, С.38]. Получается, что с позиции церкви эвтаназия – это убийство? Примечательно, что данной трактовки придерживается и современное Российское законодательство.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели позиции авторов в вопросе спецификации явления эвтаназии в общественном сознании. Исходя из полученных данных, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день позиции стран в данном вопросе заметно разнятся и единого определения нет. Вероятно, именно по этой причине, в сознании людей наблюдаются противоречия с моральной точки зрения: эвтаназия – это все же спасение или убийство?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: