Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарногому экзамену

Вопросы, диагностирующие знания:

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

2. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии.

3. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики.

4. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

5. Измерения в психологии: виды статистических распределений; шкалы измерений (номинальные, интервальные, и шкала отношений); сущность корреляционного, регрессионного, кластерного, факторного, дисперсионного анализов. 

6. Культурно-историческая теория психологии.

7. Предмет, задачи и методы социальной психологии. История развития социальной психологии. Социально-психологические теории.

8. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).

9. Психология общения: понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

10. Деятельностный подход в психологии. Психологическая структура деятельности.

11. Понятие психики и ее эволюция.

12. Сознание: определение, структура, признаки и свойства.

13. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого.

14. Понятие, классификация, свойства и закономерности ощущений. Психофизика ощущений.

15. Общее представление о восприятии. Классификации и свойства восприятия. Восприятие человека человеком.

16. Общее представление о памяти. Виды, процессы, закономерности памяти. Развитие и тренировка памяти.

17. Определение мышления. Виды и процессы мышления. Основные подходы к изучению мышления. Мышление и интеллект.

18. Воображение: определение, функции, классификации, свойства. Формы воображения. Приемы творческого воображения.

19. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь.

20. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

21. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями.

22. Представления об эмоциях. Функции эмоций. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций. Эмоции и чувства.

23. Потребности и мотивация. Теории мотивации. Виды и закономерности мотивации.

24. Понятие воли в психологии. Функции воли. Структура волевого акта. Признаки волевых явлений. Воля как высший уровень регуляции.

25. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.

26. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

27. Характер: определение, структура, акцентуации.

28. Способности: определение, виды, уровни развития способностей. Способности и задатки. Теории способностей (зарубежные и отечественные).

29. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента.

30. Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.

31. Предмет, задачи, отрасли, принципы и методы психологии развития и возрастной психологии.

32. Проблема возраста. Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии. Кризисы в развитии.

33. Психологические особенности детского и подросткового возраста (новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного и подросткового возрастов).

34. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте. Психологические особенности зрелых возрастов.

35. Психологические механизмы развития (изменений) в пожилом возрасте: компенсации, ухода, отчуждения и агрессии. Соотношение хронологического, биологического и психологического возрастов. Специфика проявления законов психогенеза в старости: гетерохронности, необратимости, регрессии (закон Рибо), почерк старения.

36. Социальная идентификация, социализация, социальная установка, проблемы взаимодействия личности и группы.

37. Малые социальные группы: понятие, виды, структурные и динамические характеристики.

38. Большие социальные общности: понятие, виды, психологические особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Общественное сознание.

39. Клиническая психология: предмет и объект, дефиниции и базовые категории. Принципы и подходы к оценке психической нормы и патологии.

40. Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология.

41. Причины возникновения невротических расстройств. Невротические и психосоматические расстройства. Их основные клинические проявления.

42. Основы психологических взаимоотношений психолога и пациента с учетом психологии больного. Типы психического реагирования на заболевание и факторы, их определяющие. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

43. Концепции нейропсихологии: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция (френологические карты Галля, соматотические карты Пенфилда, структурно-функциональные карты Клейста).

44. Учение А.Р. Лурия о структурно-функциональных блоках мозга: энергетический блок (ретикулярная формация); блок хранения и переработки информации (кора больших полушарий); блок анализа и программирования (лобная кора).

45. Понятие об анализаторных системах; общий принцип их строения и работы (зрительный, слуховой, кожно-кинестетический). Основные виды гностических расстройств, вызванных повреждениями корковых анализаторных зон.

46. Семья: сущность, типы, функционально-ролевая структура (историческая эволюция брачно-семейных отношений). Стадии функционирования и нормативные кризисы семьи, их характеристика. Ненормативные кризисы семьи и их характеристика.

47. Детско-родительские отношения: психологическая сущность, типы и их влияние на характер взрослеющего человека.

48. Психология труда как отрасль науки. Объект, предмет и методы психологии труда. Структура субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

49. Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте.

50. Подбор, расстановка и аттестация кадров. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

 

Вопросы, диагностирующие умения и навыки:

 

1. Дать научное объяснение: почему минимум по 4-6 нотам человек может угадать мелодии.

2. Дать научное объяснение: почему в программу обучения дошкольников обязательно включают лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора.

3. Дать научное объяснение: почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков.

4. Дать научное объяснение: почему в мировой практике обучение в школе не начинается раньше шестилетнего возраста.

5. Сформулировать правила работы с гиперактивными детьми.

6. Сформулировать правила работы с агрессивными детьми.

7. Сформулировать правила работы с тревожными детьми.

8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.

9. Разработать схему психолого-педагогического анализа урока.

10. Описать профессиограмму психолога.

11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от стресса и дистресса.

12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков.

13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.

14. Представить сценарий разрешения конфликтной ситуации.

15. Составить план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению.

16. Охарактеризовать стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

17. На примере одного из этапов социализации показать, какие факторы и агенты влияют на развитие личности.

18. Описать методы профориентационной работы с опорой на психосоциальные факторы юношеского выбора профессии.

19. Привести примеры перцептивных искажений в социальном восприятии (эффекты ореола, новизны, последовательности, проекции, снисходительности).

20. Назвать отличительные поведенческие признаки: гипертимного, демонстративного, сенситивного, циклоидного, интровертированного и застревающего акцентуантов. 

21. Привести пять условий предотвращения паники. Назвать признаки террористического поведения.

22. Назвать признаки поведения, отличающие эмоционально-неустойчивое, диссоциальное, нарциссическое и истерическое расстройства. 

23. Перечислить типичные ошибки при проведении деловых переговоров: в выборе места, времени, методов, аргументов и состояния противоположной стороны.

24. Перечислить методы воздействия психолога на мотивацию персонала организации.

25. Перечислить возможные причины психотравмы и варианты коррекции посттравматического расстройства.

 

3.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

1. Взаимоотношение родителей и детей с различной соматической патологией.

2. Взаимоотношения одаренного ребенка в образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка в семье.

4. Взаимосвязь детско-родительских отношений с учебной мотивацией у младших школьников (подростков, старшеклассников)

5. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности у дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

6. Взаимосвязь маскулинности девушек–спортсменок с мотивацией достижений в спортивной деятельности.

7. Взаимосвязь музыкальных знаний и разных видов интеллекта у дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

8. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и индивидуально-типологических свойств дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников, лиц юношеского возраста, в зрелости)

9. Взаимосвязь музыки и нравственного развития дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

10. Взаимосвязь нравственно-этических и личностных характеристик медицинских работников

11. Взаимосвязь психологической склонности к манипулированию с успешностью в трудовой деятельности руководящего и линейного состава

12. Взаимосвязь самоотношения личности и совладающего (копинг) поведения.

13. Взаимосвязь социально-психологических факторов с проявлением агрессивности у подростков из семей риска.

14. Взаимосвязь способов поведения в конфликте и эмоциональных особенностей супругов.

15. Взаимосвязь темперамента с музыкальным вкусом у дошкольников (школьников, подростков) разного возраста.

16. Взаимосвязь тревожности с познавательными процессами старших дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

17. Взаимосвязь удовлетворенности качеством жизни с уровнем образования у женщин пожилого возраста

18. Взаимосвязь уровня удовлетворенности работой и стилей взаимодействия с клиентами у фармацевтов.

19. Взаимосвязь эмоциональной сферы и готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

20. Влияние жанров современной музыки на психоэмоциональное состояние слушателя

21. Влияние музыки на проявление творческих способностей дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

22. Влияние музыки на уменьшение болевых ощущений.

23. Влияние различных жанров музыки на продуктивность познавательных процессов дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

24. Влияние раннего музыкально-эстетического образования на развитие музыкального слуха, эмоциональной сферы и воображения дошкольников.

25. Влияние характера трудовой деятельности человека на сохранность когнитивных функций в пожилом возрасте.

26. Возрастные особенности эмоционального состояния детей при переходе из детского сада в школу

27. Выбор жанров музыки учащимися подростками в зависимости от психологических свойств личности.

28. Выявление типа и вида одаренности в условиях массовой и специальной школы.

29. Гендерные особенности развития образной и словесно- логической памяти у детей старшего дошкольного возраста

30. Гендерные различия в удовлетворенности браком

31. Детско- родительские отношения в мусульманских и христианских семьях

32. Диагностические возможности конструктора LEGO

33. Динамика Я-концепции женщин в зрелом возрасте

34. Женское одиночество: особенности переживаний у замужних и незамужних женщин

35. Жизненный кризис как фактор нарушения сна у человека

36. Зависимость адаптационного потенциала личности юношей от восприятия ими отцовского отношения

37. Зависимость качества семейных отношений от личностного потенциала брачных партнеров.

38. Значимость образа физического Я в структуре самоотношения женщин, посещающих салоны красоты

39. Изменение карьерных ориентаций женщин зрелого возраста

40. Исследование взаимосвязи особенностей эмоциональной сферы детей – сирот младшего школьного возраста и социально- психологической адаптированности

41. Исследование взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и уровня субъективного контроля медицинских работников.

42. Исследование конфликтологической компетентности педагога.

43. Конфликтное поведение супругов в зависимости от наличия детей в семье

44. Личностные особенности агрессивных дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников)

45. Личностные особенности и карьерные ориентации студентов, занимающихся общественной деятельностью.

46. Мыслительная установка у студентов с разным уровнем прогнозирования

47. Общая и мелкая моторика детей с дизартрией старшего дошкольного возраста.

48. Одаренная личность в процессе совместной деятельности и общения.

49. Особенности агрессивности спортсменов различной квалификации.

50. Особенности взаимосвязи социального интеллекта и личностных характеристик юношей и девушек юношеского возраста

51. Особенности внимания и креативности юношей, занимающихся музыкальной деятельностью.

52. Особенности восприятия внутрисемейных отношений детьми из полных и неполных семей.

53. Особенности восприятия цвета у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

54. Особенности когнитивного стиля в профессиональной деятельности продавца- консультанта

55. Особенности отношений супругов в кризисные периоды брака.

56. Особенности проявления сопереживания и содействия у детей, воспитывающихся в учреждениях социальной поддержки и семье (возраст по выбору).

57. Особенности психических состояний дошкольников, переживших утрату близких родственников

58. Особенности психических состояний среднего медицинского персонала с различным стажем работы

59. Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей.

60. Особенности психологической защиты и копинг-стратегий людей с ишемической болезнью сердца (другими видами заболеваний)

61. Особенности психомузыкального пространства детей младшего школьного и подросткового возраста.

62. Особенности социального и личностного общения одаренных детей.

63. Особенности социально-психологической готовности военнослужащих к боевым действиям.

64. Особенности тревожности и агрессивности у подростков младшего и среднего возраста

65. Особенности эмоционального интеллекта мужчин и женщин

66. Отношение к жизни и смерти у пациентов с различными заболеваниями

67. Отношение населения к зоопаркам.

68. Оценка эффективности метода психологической профилактики деструктивного поведения трудовых мигрантов

69. Половая специфика креативности и самооценки у студентов.

70. Представления о брачно-семейных отношениях молодежи, воспитывающейся в разных типах семей

71. Применение метода танцевальной терапии для коррекции личностных качеств подростков с девиантным поведением

72. Психологическая готовность молодежи к вступлению в брак

73. Психологическая характеристика осужденных отбывающих уголовное наказание за сексуальные преступления.

74. Психологические защиты больных с разным типом отношения к болезни

75. Психологические особенности изучения спортивного характера.

76. Психологические особенности подростков с разными музыкальными предпочтениями.

77. Психологические особенности семейных конфликтов в семьях с различной удовлетворенностью браком

78. Психологические особенности социально - нравственного поведения детей, воспитывающихся в учреждениях социальной поддержки (возраст по выбору).

79. Психологические предпосылки восприимчивости к манипуляции.

80. Психологические предпосылки острого переживания кризиса среднего возраста у лиц разного пола.

81. Психомузыкальное пространство как фактор опасности / безопасности нравственного развития младших школьников.

82. Развитие внимания молодежи, изучающей английский язык в вечернее время

83. Развитие социальной креативности.

84. Различия когнитивных функций лиц пожилого возраста обусловленные жизненным опытом.

85. Роль музыки в жизнедеятельности школьников разного возраста.

86. Согласованность семейных ценностей как условие удовлетворенности браком у супругов среднего возраста

87. Социально-психологические аспекты имиджа руководителя.

88. Социально-психологические аспекты употребления нецензурной лексики.

89. Социально-психологические особенности восприятия искусства (восприятие создателей и самих предметов искусства).

90. Социально-психологические проблемы супружеских отношений.

91. Специфика взаимосвязи агрессивного поведения и коммуникативных установок мальчиков и девочек подросткового возраста

92. Специфика переживания детьми кризиса окончания школы в зависимости от степени профессиональной самоопределенности

93. Типичные психические состояния подростков разных возрастных групп.

94. Школа для одаренных детей как специфический социальный институт.

95. Эмоциональная реакция младенца и новорожденного на присутствие–отсутствие матери.

96. Эмоционально – личностные факторы адаптированности иностранных мигрантов, приезжающих в Республику Татарстан

97. Эмоциональный интеллект (EQ) юношей и девушек и его взаимосвязь с совладающим (coping) поведением

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: