Составление рассказа по картине по частям

- Давайте попробуем составить рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна». Я начну, а вы продолжите рассказ. Катя расскажет о мальчике-«шофере». Миша – о пассажирах, Ариша – о девочке-«кондукторе», а Маша закончит рассказ(составление рассказа по частям детьми).

Игра «Что изменилось?»

Вы уже видели сегодня эту игру. Еще раз рассмотрите машины, которые едут по шоссе. Потом вы закроете глаза, а я что-то поменяю на игровом поле. Вы откроете глаза и расскажете, что изменилось. (В небе появился самолет. В море появился корабль. Грузовик и легковая машина поменялись местами. С шоссе исчез мотоцикл.)

Игра проводится до тех пор, пока не ответят по одному разу все дети. Затем педагог убирает игру.

Упражнение «Чего не хватает?»

Педагог приглашает детей за столы, на которых уже приготовлены альбомные листы с недорисованным автобусом и восковые мелки.на наборном полотне стоит предметная картинка с изображением автобуса.

- Что вы дорисовали?

■ Два колеса, руль, дверь, фары.

- Теперь раскрасьте автобус. Каждую деталь старайтесь раскрашивать в одном направлении.

Дети выполняют задание. Педагог собирает работы, раскладывает их на одном столе и организует их обсуждение.

Упражнение «Кто внимательный?»

Дети вновь занимают места за столами. Педагог раздает им карточки с наложенными изображениями автобуса и грузовика.

- А теперь задание на внимательность. Что вы видите на карточке?

■ Это автобус и грузовик.

- Обведите пальчиком изображение автобуса.

Дети выполняют задание.

- Теперь обведите изображение грузовика.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает карточки.

Рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна»

Мы видим на картине детей, которые организовали игру «В автобусе». Дети играют в большом и светлом групповом помещении. Они поставили стульчики рядами, надели костюмы, взяли игрушки.

Впереди на стульчике сидит мальчик – «шофер». У него в руках руль, на голове – большая фуражка. Мальчик крутит руль и объявляет остановки.

За мальчиком-«шофером» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети – «пассажиры». Слева мы видим девочку в желтом платье. Она держит мишку. Это, наверное, ее сын. За девочкой сидит мальчик с большим портфелем. Он едет на работу. Девочка в розовом платье, изображенная справа, держит на руках большую куклу. Наверное, девочка везет ее в детский сад.

По проходу между стульчиками идет девочка- «кондуктор». На девочке голубое платьице. На плече у нее висит красная сумка. Девочка протягивает билет пассажирке в оранжевом платье. В автобусе едут и другие дети-«пассажиры».

У окна сидит воспитатель и с улыбкой смотрит на детей. Иногда воспитатель помогает детям советами.

Дети сами придумали игру и распределили роли. Им очень нравится играть всем вместе.

10. Окончание занятия. Оценка работы.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им интересно было делать. Затем педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

 

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

1) учить детей правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;

3) учить составлять связный рассказ по картине;

4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика — он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано».

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. Используются литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном.

 

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

Цели:

образовательные: обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; обучать составлению рассказа в соответствии с планом; развивающие: развивать словарь прилагательных; развивать у детей мыслительнуюдеятельность и память; воспитательная: воспитывать чувство сострадания. Оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», игрушки – щенок и взрослая собака. Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Каждый где-нибудь живет»

Каждый где-нибудь живет:

Рыба – в речке, (правой рукой «рисуют» в воздухе волны)

В норке – крот, (приседают)

Заяц – в поле, (прыгают, сделав руками ушки)

Мышь – в соломе, (приседают)

Я – в большом кирпичном доме, (смыкают руки над головой, изображая крышу)

Пес Волчок – в моем дворе, в деревянной конуре, (встают на четвереньки)

Кошка Мурка - на диване, («моют» за ушком)

Зебры – в Африке, в саванне, (бегут по кругу широким шагом)

В темных джунглях – бегемот, (идут в развалку)

Ну, а солнце где живет? (пожимают плечами)

Днем и утром – это ясно:

в небе солнцу жить прекрасно. (тянутся руками вверх, встав на носочки)

2. Объявление темы. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам, но перед этим я хочу, чтобы вы сравнили этих двух игрушечных собак. Совместно с воспитателем дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая – щенок маленький, собака сильная – щенок слабый и т.д.

Беседа по серии картинок

- Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках? - Что случилось однажды летом?

3. Составление плана рассказа.

Воспитатель просит детей по каждой картинке составить одно предложение. Таким образом, дети постепенно составляют план рассказа.

Примерный план

1. Мальчик находит щенка. 2. Забота о щенке. 3. Рекс приходит на помощь.

4. Физминутка. Два щенка щека к щеке (руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем Щиплют щетку в уголке левой щеке) А у щетке половой Палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой) Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам) Два щенка ушли пища. (обойти вокруг своего стула и сесть на него).

5. Рассказы детей.

Щенок

Однажды Вася вышел погулять. Вдруг он услышал, как кто-то скулит.оказалось, что это маленький беззащитный щенок. Васе щенок очень понравился, и он решил забрать его домой. Дома он за ним ухаживал и построил для щенка будку. Скоро щенок подрос и стал большим и сильным. Вася решил покатать Рекса на лодке. Он попросил у своего брата лодку. А брат забыл, что в лодке была маленькая щель. Когда Вася и Рекс заплыли на середину реки, лодка стала заполняться водой. Вася не умел плавать. Он стал тонуть. Рекс подплыл к хозяину и помог ему выбраться на берег.

6. Раскрась рисунок так, чтобы собака оказалась перед (или сзади) конуры.

 

7. Итог занятия. Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей.

 

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В подготовительной группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинам педагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»); как дети готовили маме подарки? («8 Марта»); кто поставил сюда корзину и что случилось? («Кошка с котятами»). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»).

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу — придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.

В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы по картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...»

Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: