словарная работа в детском саду – это планомерное развитие активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов. Известно, что развитие словаря детей идет совместно с ознакомлением их с окружающей действительностью. С ознакомлением правильного отношения к окружающему (А.Н. Богатырева, Н.П. Иванова, В.В. Гербова). При работе со словарем большое внимание уделяется знакомству детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, т.е. развитие смысловой стороны речи.
В. И. Логинова дополнила методику обогащения словаря на основе знакомства детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, доказала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.[28,с.63].
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
|
|
· Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
· Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
· Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.
Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий, наблюдения, рассматривание предметов, картин и другие наглядные методы занимают ведущее место в словарной работе. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложении).
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач
|
|
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
Возраст 4-5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста- младшим и средним, его можно назвать средним дошкольным возрастом.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
§ Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
§ Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведений;
§ Все задачи словарной работы решаются в единстве ив определенной последовательности.
Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и в режимных моментах, трудовой, игровой деятельности, при выполнении физических упражнений и на утренней зарядке, гимнастике после сна, на прогулке и т.д.
Следует отметить, что основное внимание надо уделять накоплению и обогащению словаря на основе расширения представлений ребенка об окружающей жизни. Необходимо активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений:
1) Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия;
2) Освоение содержания слова на уровне его значения;
3) Усвоение слова как единицы языка на уровне смысла[4,с.35]
Рассмотрим словарную работу с детьми по каждому направлению.
Первое направление словарной работы-овладение словами направленно в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.П. Иванченко, В.В. Гребовой, В.И. Яшиной и др. Ученые уделяли большое внимания выделению предмета из среды, По их мнению, слово должно опираться на представления о предмете. Они отмечали, что появление слово в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено, и работа над ним завершена. [4с.47].
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств.
Важнейшим методом является наблюдение. Его использование широко представлено в учебных пособиях О.И. Соловьевой [115,с.86] и А.М. Бородич[13,с49].
-наблюдение используется в ряде занятий, проводимых в детском саду во всех во всех возрастных группах: осмотр помещений детского сада, экскурсии, рассматривание предметов(мебели, одежды, одежды и т.п.), наблюдение за каким-нибудь процессом(трудом взрослых, уходом за животными и т.п.);
-один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдения детей разного возраста, но объем знаний и методы работы должны быть различным;[11,с747]
-готовясь к организации наблюдений с детьми, педагогу следует отобрать необходимый круг сведений, а так же слова, которым дети должны овладеть во время наблюдения;
- в процессе наблюдения необходимо по возможности активизировать разнообразные анализаторы (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные). Например, дать детям возможность побегать по участку, пособирать листья, шишки, потрогать кору деревьев т.д.; в ходе наблюдений надо помочь детям увидеть основное, т.е. направить их мыслительную деятельность в определенное русл. Когда дошкольники выделят основное, запомнят закрепят его в своем сознании[11,с.75].
|
|
-при наблюдении важно, чтобы звучание слова, произносимого взрослым, совпадало по времени с восприятием ребенка предмета или действия, которое оно обозначает. Иначе дети будут отвлекаться и их восприятие не соединяется со словом;
- во время наблюдения не следует перегружать детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает их от главного и быстро утомляет;
- количество наблюдений должно быть педагогически обосновано и соответствовать числу других занятий [11, с. 76]
Ознакомлению детей с окружающей действительностью и обогащению их словаря способствует показ картин. Картина в силу своей статичности дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, не отвлекаясь на мелочи, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения).
Это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании воспитатель может значительно обогатить словарь детей.[15,с.234].
Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а так же словарной работы является использование художественной литературы. В художественном тексте слова их сочетание создают яркие образы.
Изобразительные средства языка эпитеты, сравнения, метафоры и пр., оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок [24,с58].
Детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер.
Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются:
- обнаружение в тексте: «образных слов»,
- объяснения педагогом значений слов и оборотов речи;
- специальные упражнения на подбор сравнений и эпитетов;
- воссоздание образа по вопросу педагога: «какую картину вы себе представляете?»;
|
|
- словесное рисование;
- подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.) и т.д. [28, с. 35]
Однако нельзя забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ изобразительных средств языка не должен превращаться в главный вид работы при ознакомлении с художественной литературой.
Необходимо стремиться к тому, чтобы работа над средствами языка органически вплеталась в систему художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание [30,с. 22].
Прекрасным средством обогащения словаря детей служат загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы.
Второе направления словарной работы – освоение содержания слова – представлено в работах В.И. Логиновой и ее участников [72, с 31]/
Исследователи разработали методику развития детей в единстве с освоением понятийного значения слова. По их мнению развивающий эффект знаний по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности:
Первый этап – первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре;
Второй этап – введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
Третий этап – введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам [39, с.72].
Представленные этапы работы имеют место во всех возрастных группах и реализуются через группы знаний.
Первая группа знаний соответствует первому этапу словарной работы. К ней относятся все виды знаний, на которых осуществляется первичное ознакомление с предметами и явлениями (демонстрация предметов, игры типа лото или парных картинок, игры-занятия с куклой, прогулки и экскурсии), дается самое общее представление и вводится название.
Общим в методике проведения этих знаний служит организация восприятия предметов, явлений в целом, отделение их от сопутствующих.
Вторая группа знаний соответствует второму этапу словарной работы. Типичными для этой группы являются знания по ознакомлению детей с особенностями предметов, их качествами, свойствами, а также сравнение предметов [13, с.65].
Большое место на этом этапе работы должно отводиться проговариванию, точному названию предмета и его особенностей. Проговаривание обеспечивает более высокое осмысление материала, особенно на младших ступенях обучения. Поэтому на занятиях необходимо обеспечить максимальную речевую активность, дать возможность повторять наиболее трудные слова [13,с.85].
Третья группа занятий соответствует третьему этапу словарной работы.
Освоение понятий и соответствующего словаря требует умения видеть особенности предметов и явлений, выделять наиболее существенные из них и обобщить на этой основе предметы и явления. Это обеспечивает развитие простейших форм логического мышления и освоение обобщающей функции слова [13,с.87].
Важную роль играет общение взрослых с детьми в процессе бытовой деятельности, анализ и обсуждение конкретных жизненных ситуаций, поступков людей, их оценки, общение детей со сверстниками дети чаще прибегают к употреблению прилагательных, предающих этическое и эмоциональное отношение к предметам, явлениями; художественная литература, которая дает возможность «пережить кусок жизни в свете определенного мировоззрения» (Б.М. Теплов); этические беседы – отбор приемов, сосредотачивающих внимание детей на объекте (появление и исчезновение предмета; организация действия с предметом, сюрпризные моменты и т.п.), чтобы обеспечивает восприятие предмета в целом;
- совпадение названия предмета или явления с тем, на чем сосредоточено внимание ребенка, многократное его повторение;
- упражнения детей в использовании в речи определенных слов, их повторения [24,с.47].
ГЛАВА 2. Дидактическая игра как средство развития связной речи 4-5 лет.