Изучение педагогического опыта по проблеме развития словаря у детей 4-5 лет средствами дидактической игры

Изучив работы педагогов по проблеме развития словаря детей 4-5 лет средствами дидактической игры пришла к выводу.

Что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

Для выявления отклонений проводится мониторинг на основании этого разрабатывается план работы ставятся задачи, цели. Подбираются дидактические игры на расширение словаря, развития связной речи.

Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом слово важнейшая единица языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Работая с детьми лучшего результата можно достичьтогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в работе, направленной на формирование словаря используют дидактические речевые игры. Такие игры помогут: - обеспечить количественное накопление слов; - освоить социально закрепленного содержания слов; - овладение значением слов; -освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; - проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им; - активизировать словарь.

Для активизации и расширения словаря и связной речи используются дидактические игры.

Скажи наоборот, Подбери словечко, Похожие слова, Магазин посуды, Скажи наоборот, Животные и их детеныши, Из чего сделано, Лови бросай, дни недели называй. Подробное описание игр в приложении 1.

 

 

 

1. Игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 

2. Игра «Подбери словечко»

 

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

 

3. Игра «Похожие слова»

 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.
;

 

4. Игра «Магазин посуды»

 

Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 

 

5.Игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Инструкция логопеда: Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло и т.д.

 

6. Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))

 

Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.

Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

 

7. Игра «Животные и их детеныши»

Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

8.Игра «Что происходит в природе?»

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т.д.), возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человек легко находит,

Что в природе происходил.

9. Игра «Кто может совершать эти движения?»

Цель игры: активизировать глагольный словарь, развивать воображение, мышление и ловкость.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какой-либо глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к этому глаголу.

 

10. Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 

11. Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия а активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.

 







Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения. Дидактические игры очень хорошо подходят для развития словаря дошкольника. Их форма с правилами и задачами дает ребенку возможность активизировать мыслительные процессы что позволяет использовать больше слов пополняя словарный запас.

Списоклитературы

1.АлексееваМ.М., ЯшинаВ.И. Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников. —М.: Академия, 2000. — 360 с.

2.АлексееваМ.М., ЯшинаВ.И. Речевоеразвитиедошкольников. —М.: Академия, 1999. — 288 с.

3.БородичА.М. Методикаразвитияречидетей—М.: Просвещение, 1981. — 225 с.

 

4. ВыготскийЛ.С. Обучениеиразвитиевдошкольномвозрасте // ВыготскийЛ.С. Избранныепсихологическиеисследования. —М.: Изд. АПНРСФСР, 1956. — с.426-437.

5. ГербоваВ.В. Занятияпоразвитиюречивсреднейгруппедетскогосада. —М.: Просвещение, 1983. — 174 с.

6. ГлинкаГ.А. Развиваюмышлениеиречь. —С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.

7. ЕлкинаН.В. Формированиесвязностиречиудетейпятогогодажизни // ЯрославскийПедагогическийВестник. —№7. — 2004. — С.17.

8. НемовР.С. Психологияобразования. —М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с.

9. Общениеиречь: развитиеречиудетейвобщениисовзрослыми / Подред. ЛисинаМ.И. —М: Педагогика, 1985. — 258 с.

10. Развитиеречидетейдошкольноговозраста / Подред.Ф.А. Сохина—М.: Просвещение, 1984. — 342 с.

11. СоловьеваО.И. Методикаразвитияречииобученияродномуязыкувдетскомсаду—М.: Просвещение, 1966. — 248 с.

12. ТихееваЕ.И. Развитиеречидетей—М.: Просвещение, 1972. — 164с.

13. УшаковаО.С. Развитиеречидетейдошкольноговозраста. —М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. — 114 с.

14. ЦейтлинС.Н. Языкиребенок. Лингвистикадетскойречи. —М.: Владос, 2001. — 386 с.

 

16. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия,

2013.

17. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -

400 с.

18. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга

для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.

19. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические

науки / Н.Д. Арутюнова, 2010.

20. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей

детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 272 с.

21. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и

педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.

22. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. - Кемерово:

Альф, 2012.

23. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя

дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 2007.

24. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для

воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2005. - 160

с.

25. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 2011 г.

11. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 2006. - 178 с.

A

s

a

n

y

o

t

h

e

r

c

o

u

n

t

r

y

B

r

i

t

a

i

n

h

a

s

i

68

12. Руководство играми в дошкольном учреждении/ Под ред. Васильевой -

М.: Просвещение, 2011.

13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.

Выготский. - Спб.: Союз, 2014.

14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.:

Педагогика, 2011.

15. Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в

школе, Москва 2006

16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим

недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2005.

17. Житникова Л.М. «Учите детей запоминать» Пособие для воспитателя

детского сада. Изд-во Просвещение, М., 2005 г.

18. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». Изд-во «Педагогика»,

М., 2008 г.

19. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.

Филичева. - М.: Просвещение, 2010.

20. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.:

Педагогика, 2013.

21. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование/ Е.А.

Земская. - М., 2013.

22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 2013.

23. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников/ Р.А. Кирьянова.

- Спб.: Каро, 2012.

24. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А.

Куликова. - М., 2013.

A

s

a

n

y

o

t

h

e

r

c

o

u

n

t

r

y

B

r

i

t

a

i

n

h

a

s

69

25. Коменский, Я. Избранные педагогические труды/ Я. Коменский. - М.,

2005.

26. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование/ Е.С. Кубрякова - М., 2010.

27. Левина, Р.Е. Логопедия/ Р.Е. Левина. - М., 2011.

28. Леонтьева А.А Актуальные проблемы психической речи и обучение языку

/ Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2008.

29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды/ А.Н. Леонтьев. - М.,

2013.

30. Логинова В.Ш. Дошкольная педагогика /Под ред. Логиновой В.Ш.,

Саморуковой П.Г. - М.: 2013 г. - 82 с.

31. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию

речи / И. Лопухина - М.: Аквариум, 2010.

32. Ляско, Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско - М.: Айрис-Пресс, 2003.

33. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для

воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

34. Менджерицкая, Ю.В. Воспиталелю о детской игре/ Ю.В. Менджерицкая. -

М., 2012 г.

35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/

С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2011.

36. Мухина В.С. Психология дошкольника/ В.С. Мухина - М.: Просвещение,

2008.

37. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов/ Н.В. Новотворцев. - Ярославль: Гринго, 2005.

38. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего

возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой.

Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 2007

A

s

a

n

y

o

t

h

e

r

c

o

u

n

t

r

y

B

r

i

t

a

i

n

h

a

s

70

39. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже - Спб. 2014 г.

40. Реформатский, А.А. Введение в языкознание/А.А. Реформатский. - М.:

Наука, 2005.

41. Рубенштейн, С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. Том 1/ С.Л.

Рубенштейн. - М., 2009.

42. Сапир, И.Д. Афазия, речь, мышление. Советская невропатология,

психиатрия и психогигиена. Том 3/ И.Д. Сапир. - 2014.

43. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М., 2014;

Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова. - М.,

2011.

44. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.:

Просвещение, 2012. - 17 с.

45. Сохин, М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для

воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2006.

46. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. - М.: Провещение, 2012.

47. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для

дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С.

Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем

речь).

48. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института

Психотерапии, 2011. - 256 с.

49. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества: Игры, упражнения, конспекты

занятий./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

50. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и

конспекты. Книга для воспитателей детского сада./ О.С. Ушакова, А.Г.

Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина; Под ред. О.С. Ушаковой - М.:

Издательство «Совершенство», 2008. - 368 с.

A

s

a

n

y

o

t

h

e

r

c

o

u

n

t

r

y

B

r

i

t

a

i

n

h

a

s

71

51. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под

ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича,

М.:2004. - 240 с. Филичева, Т.Б.,

52. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с

общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика,

2011.

53. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина. - М., 2013.

54. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, - Москва

«Просвещение», 2010 г.

55. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие

для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -

240 с.

56. Чуковский К.И Обучение грамоте в детском саду Чуковский, К.И. От двух

до пяти…/ К.И. Чуковский. - Л., 2009.

57. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред.

В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.

58. Щерба, Л.В., Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к

грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка/ Л.В. Щерба,

В.В. Виноградов. - М., 2012.

59. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.

60. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные

психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: