Ответы
Определение информационной системы. Как определяется структура ИС?
Информационная система – это совокупность технических, программных, информационных, математических, организационных, технологических, правовых и лингвистических средств, объединенныхв единый комплекс в целях реализации информационных процессов – сбора, хранения, преобразования, передачи, обработки, поискаи выдачи информации, необходимой для пользователей системы.
Структура ИС – это перечень ее частей, называемых подсистемами, с указанием взаимосвязей между ними. Традиционно принято структурировать два аспекта ИС: функциональный и обеспечивающий.
Функциональный аспект определяется назначением системы и представляет собой совокупность решаемых системой задач. Относительно самостоятельная задача или совокупность нескольких задач образуют отдельную функцию системы, называемую функциональной подсистемой. Совокупность функциональных подсистем и отношений между ними образует функциональную структуру ИС.
|
|
Обеспечивающий аспект определяется особенностями реализации системы и поэтому может называться реализационным. Именно этот аспект отражен в определении понятия ИС. Группа однородных средств, используемых для реализации системы, образует обеспечивающую подсистему. Совокупность обеспечивающих подсистем и отношений между ними образует структуру ИС.
Какие признаки могут использоваться для классификации ИС? Каковы основные категории ИС предприятия?
Информационные системы, являясь объектами реального мира, классифицируются по различным признакам: по архитектуре, степени автоматизации, характеру обработки данных, сфере применения. охвату задач (масштабности По архитектуре ИС подразделяются на настольные (desktop), или локальные, ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере, распределенные (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределенные ИС, в свою очередь, подразделяются на файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер», клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС подразделяются на двухзвенные и многозвенные. В двухзвенных (two-tier) ИС всего дватипа звеньев: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД(back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБДнапрямую.
|
|
В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные звенья – серверы приложений (applicationservers). Пользовательскиеклиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, онивзаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный примерприменения многозвенности– современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБДи клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется, какминимум, одно промежуточное звено – веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением (ПО).
Постепени автоматизации ИС подразделяютсяна:
- автоматизированные – информационные системы, в которыхавтоматизация может быть неполной (т. е. требуется постоянноевмешательство персонала);
- автоматические – информационные системы, в которых автоматизация является полной, т. е. вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.
«Ручные» ИС (без компьютера) существовать не могут, поскольку действующие определения предписывают обязательное наличиев составе ИС аппаратно-программных средств.
Похарактеру обработки данных ИС подразделяются:
- на информационно-справочные или информационно-поисковыеИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации;
- ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данныеподвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам, в первую очередь, относятся автоматизированные системыуправления и системы поддержки принятия решений.
По сфере применения ИС подразделяются на множество типов. Например:
- экономическая ИС – информационная система, предназначеннаядля выполнения функций управления на предприятии;
- медицинская ИС – информационная система, предназначеннаядля использования в лечебном или лечебно-профилактическомучреждении;
- географическая ИС – информационная система, обеспечивающаясбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
По охвату задач (масштабности) ИС подразделяются:
- на персональные ИС, предназначенные для решения некоторогокруга задач одного человека;
- групповые ИС, ориентированные на коллективное использованиеинформации членами рабочей группы;
- корпоративные ИС, охватывающие (в идеале) все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногданазывают системами комплексной автоматизации предприятия.
Каковы состав и назначение функциональных подсистем ИС? Каковы состав и назначение обеспечивающих подсистем ИС?
Функциональные подсистемы ИС
Выделение функциональных подсистем осуществляется на этапе проектировании системы и может осуществляться на основе различных подходов. Чаще всего используются следующие подходы: предметный; функциональный; проблемный; смешанный (предметно-функциональный).
Иногда для определения функциональных подсистем и классификации ИС в целом используется понятие функционального признака – формулировки назначения подсистемы. Очевидно, что функциональные подсистемы могут существовать и как самостоятельные системы.