Для оценки эффективности использования ОС используются показатели, характеризующие эффективность использования всей совокупности ОС так и частные характеризующие эффективность использования отдельных групп ОС. Различают социальную и экономическую эффективность использования ОС.
Социальная эффективность использования ОС характеризуется следующими показателями:
- Сокращение затрат труда на приобретение товаров при использовании соответствующих видов торгового оборудования
- Широта ассортимента и удобства при выборе товаров
- Культура обслуживания покупателей
- Наличие дополнительных форм обслуживания
- Соблюдение требований охраны и гигиены труда
Экономическая эффективность использования ОС характеризуется следующими показателями:
1. Фондоотдача = объем товарооборота/ среднегодовую стоимость ОС. Характеризует объем товарооборота, приходящийся на 1 денежную единицу ОС. Чем больше фондоотдача, тем выше эффективность использования ОС.
2. Фондоемкость = 1/ фондоотдача, либо среднегодовую стоимость ОС / объем товарооборота. Чем меньше Фондоемкость, тем больше эффективность использования ОС и наоборот.
|
|
3. Уровень активной части ОС = (среднегодовую стоимость активной части ОС / среднегодовую стоимость ОС итоге) *100.
4. Коэффициент эффективности использования ОС = сумма прибыли / среднегодовая стоимость ОС; сумма прибыли приходящая на 1 д. е. ОС. Прямая зависимость. Если коэффициент эффективности * 100, то получаем показатель рентабельности ОФ.
5. Фондовооруженность = среднегодовая стоимость ОС/ среднесписочная численность работников. Прямая зависимость.
6. Фондооснащеность =среднегодовая стоимость активной части ОС / среднесписочная численность торгово-оперативных работников. Прямая зависимость.
7. Интегральный показатель= корень квадратный из (фондоотдача *коэффициент использования ОС)
Основные пути повышения эффективности использования ОС:
- Эффективное использование торговых площадей и оборудования за счет правильного выбора их размера, типа и размещения.
- Увеличение удельного веса торговой площади и ее общей величины.
- Внедрение прогрессивных форм обслуживания
- Соответствующая организация труда
- Разработка оптимального режима работы предприятия
- Своевременная установка нового оборудования и обеспечение полной его загрузки
- Организация профилактики и своевременного ремонта ОС