Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе

«Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

Глава не случайно названа «Два солдата». В самом заголовке подчёркивается преемственная связь разных поколений русских воинов-патриотов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест герой: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден. Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…

Как утверждает автор, Теркина и старика можно считать солдатами-братьями? Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним: И сидят они по-братски. За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо. Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство: Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.

Старик и Теркин проявляют друг к другу уважительное, братское, дружеское, в некоторой степени соперничающее отношение, отношение двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.

А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку. Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад, А солдат солдату – брат.

Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:


Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.


Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солдату самому». «Брат» и «солдат» — наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

3. Процитируйте эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.

Эпиграф - краткая фраза, цитата, помещаемая перед произведением с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.

Эпиграф повес­ти «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду» раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности,  в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней.

Петр Гринев — молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни.
     Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику; любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину; любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились предводителю восстания и расположили Гринева к нему.
     Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпус-тишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Грине-ву, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.
    Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти девушку. Он пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий Швабрин вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.
   Чувство долга, искренность, преданность — из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер.














Билет № 24

1. Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: