Рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Композиция имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение. Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного действия.

Внесюжетные элементы композиции: лирические отступления, портреты, вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка.

Проиллюстрируем основные композиционные элементы на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Завязкой в рассказе является диалог в начале рассказа, когда Иван Васильевич обращается к истории своей любви, к случаю, изменившему его жизнь.

Развитие действия - сам рассказ о бале и своей любви к Вареньке Б., своих чувствах к ней и состоянию, охватившему его. 

Кульминацией ­ - высшей точкой развития действия - в рассказе является сцена экзекуции татарина.

Развязка - исход событий – Иван Васильевич вспоминает, что постепенно любовь «сошла на нет», чувства остыли, служить он не пошел. 

Кроме основных элементов автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.

2) Контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.

   Рассказ композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

   Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: