Вам запомнилось? Попробуйте создать словесный портрет

Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз. Впервые Гринев увидел Пугачева как вожатого-проводника, мужи­ка, который помог ему выбраться из сумя­тицы бурана: «Наружность его показалась мне заме­чательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» …» Пугачёв лишь беглый мятежник. При следующей встрече после взятия Белогорской крепости перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома, это не во­жатый, а вождь, руководитель восста­ния. Самозванец восседает в креслах, гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». Пушкин отмечает главную деталь внешности — сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза. Его портрет очень важен для понима­ния событий, а не только поступков героя: «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». Он предводитель восстания, «государь Пётр III». И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачев раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепо­го». В общении со своим окружением он демократичен и прост. Мы видим руково­дителя среди его сподвижников, и он не подавляет окружающих. Пугачев поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале повести.

В характере Пугачева много положительных черт: смелость, природная сметливость и ум, находчивость, настойчивость, справедливость, великодушие. Правда, он жесток и скор на расправу. Так, без раздумий отправляет на виселицу капитана Миронова и Ивана Игнатьевича. Но жестокость эта была естественно обусловлена законами той классовой борьбы, знамя которой он поднял. Таков Пугачев как вождь крестьянской массы. Человечность, гуманность, великодушие Пугачёва, лучшие черты русского народного характера – вот что подчёркивает Пушкин в герое, которого его враги, судьи, историки, обвиняли в свирепости и бесчеловечности, называя не иначе как «извергом» и «злодеем». Эти черты раскрываются в нём с помощью портрета.

 


Билет № 25

1. Дайте определение понятию «композиция». Укажите основные композиционные 

Элементы трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Композиция. Пролог в трагедии выступает в роли экспозиции.

Завязка. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних – Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео.

В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео – Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео. Исход первой дуэли – смерть Меркуцио, исход второй – смерть Тибальта.

Второе и четвёртое действие пьесы посвящены развитию любовной линии: во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвёртом – пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встаёт на страшный путь воссоединения с любимым супругом. Это кульминация.

Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом (родственником князя, предполагаемым мужем Джульетты, то есть потенциальным Капулетти) и Ромео. Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты.

Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты – в виде стоящих рядом золотых статуй.

Развязка. Гибель детей (Ромео и Джульетты) – продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти – ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.

 

2. «Житие Александра Невского» как новая разновидность княжеских житий. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: