Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком.»)

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные. Существует две группы преданий по типу сюжета: исторические и топонимические.

Из-за отсутствия грамотности и книг до XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. В цен­тре со­бы­тий в них - яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь (Иван Грозный, Петр Первый), князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник, народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев). Из преданий можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Предание - рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но имеются и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. В преданиях Пугачев показан добрым молодцем, народным заступником, родным батюшкой, красным солнышком. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

    В предании «О Пугачеве» нет сказочности, это бытовая зарисовка, где отразились мечты народа о «своем» правителе — государе из простого люда. По этой причине в предании Пугачев выступает не как самозванец, посягающий на престол, а как настоящий Петр III: «Он только назывался Пугачевым». Но случилось так, что женился он не то на итальянской барышне, не то на княгине «из нашего поселка», которая скинула его с престола, а сама его заняла. Но приехала Екатерина II и все расставила по своим местам: Пугачеву вернула бразды правления, полковнику, что плохо отнесся к потенциальному царю, велела голову отрубить, казака полковником сделала. А свою вероломную жену Пугачев отправил в монастырь. Лексика предания приземленная (скинул, набегался, народился, выпивка). Характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность придания прямо подчеркивается: «Это все точно было». Но это не означает, что все происходящее в предании полностью достоверно: рас­сказ­чик счи­та­ет, что Пу­га­чев на самом деле был царем, и не го­во­рит о смерт­ной казни. Пу­га­чев якобы яв­ля­ет­ся в Моск­ву, и им­пе­ра­три­ца усту­па­ет ему пре­стол. Хо­те­лось на­ро­ду ве­рить в это. Пугачев представляется народу как простой человек, жертва дворцового переворота. Предание может представлять собой набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений (Пугачев сошелся не то с княгиней, не с итальянской барышней). 

   Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых  примечательных фигур в русской истории».

   Предание «О покорении Сибири Ермаком» повествует о далеких событиях 16 века. Начало предания почти сказочное: «Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна». И с тех пор не стало покоя Ивану Грозному, захотел он Сибирь присоединить к своим землям, но как — не знал. Мучился этим вопросом царь так, что занемог и «слег в постель». Бояре не могли помочь государю. По плечу решить такой вопрос оказалось простому слуге. Он подсказал царю имя человека, который будет «храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит». Именно этот слуга смог найти казака Ермака Тимофеевича на бескрайних российских просторах. Прибыл Ермак к Ивану-царю, согласился пойти в Сибирскую землю и отвоевать ее для своего государства у хана Кучума. С тех пор вошла Сибирь в Московское государство.

   Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность. Главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

   В данных преданиях излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала. Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

   Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря вымыслу предание напоминает по жанру легенду, былину, сказку.

    Благодаря этому народный эпос актуален и ценен и в наши дни.  Пре­да­ния – свое­об­раз­ный ис­точ­ник эпи­че­ских жан­ров рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Пи­са­те­ли об­ра­ща­ют­ся к на­род­но­му твор­че­ству для со­зда­ния ярких об­ра­зов, на­при­мер А.С. Пуш­кин в про­из­ве­де­нии «Ка­пи­тан­ская дочка».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: