Знакомство с юридической службой по обеспечению законности при приеме на работу

Изучены особенности фальсификации (подделки) документовпри приеме на работу.

Изучено, каким образом можно проверить подлинность документов работника при заключении трудового договора и в течение трудовых отношений, а также как выявить подлоги какие действия нужно предпринять, если работник все же представил поддельные документы.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

- документ, удостоверяющий личность (к документам, удостоверяющим личность, относятся паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца);

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу), к ним относятся военный билет; временное удостоверение (взамен военного билета); удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (при зачислении военнообязанных на специальный воинский учет);

- трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

- документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы [4].

В соответствии с п. 2 ст. 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) документами об образовании являются: свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием); аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью); диплом о профессионально-техническом образовании (диплом о профессионально-техническом образовании с отличием); диплом о среднем специальном образовании (диплом о среднем специальном образовании с отличием); диплом о высшем образовании (диплом о высшем образовании с отличием, в том числе с золотой медалью); диплом магистра; диплом исследователя; диплом о переподготовке на уровне высшего образования; диплом о переподготовке на уровне среднего специального образования; свидетельство о повышении квалификации [5].

В соответствии с п. 2 ст. 99 Кодекса об образовании документами об обучении являются: свидетельство о специальном образовании; свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов; удостоверение о специальной подготовке; свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии; свидетельство об окончании факультета довузовской подготовки, подготовительного отделения, подготовительных курсов; свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи; справка об обучении;

- направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

- индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида по результатам освидетельствования выдается медико-реабилитационной экспертной комиссией.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида установлена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 № 65 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 10» [6].

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов;

- декларацию о доходах и имуществе [7].

Законодательством определены категории лиц, которые при трудоустройстве обязаны предъявлять декларацию о доходах и имуществе. Так, ст. 23 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает, что граждане, поступающие на государственную службу, обязаны представлять декларацию о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (должностному лицу);

- страховое свидетельство [8].

В соответствии с абз. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (далее - Закон № 230-З) страховое свидетельство государственного социального страхования представляет собой документ персонифицированного учета, формируемый органом, осуществляющим персонифицированный учет [9].

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 230-З плательщики страховых взносов имеют право требовать от застрахованного лица при приеме его на работу предъявления свидетельства социального страхования, а в случае его отсутствия - представления сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет;

- медицинскую справку о состоянии здоровья.

Форма медицинской справки о состоянии здоровья установлена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения» [10];

- другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами (например, в соответствии с п. 32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих», наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года - после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве) [11].

Необходимо отметить, что прием на работу без указанных документов не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК).

Ответственность нанимателя при приеме на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, предусмотрена ст. 23.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Наиболее часто подделывают документы об образовании и медицинские (санитарные) книжки.

Поддельным может считаться как полностью фальсифицированный документ, так и документ, в котором подделке подверглись некоторые его элементы (перебивалась печать, переклеивалась фотография и др.).

Как правило, кандидаты на работу представляют поддельные документы для того, чтобы скрыть обстоятельства, препятствующие заключению трудового договора (контракта). В других случаях причиной представления поддельных документов может быть судимость или привлечение к административной ответственности.

Основные признаки подделки документов, предъявляемых работникам кадровой службы при заключении трудового договора приведены в Приложении.

В случае если работник кадровой службы при проведении собеседования с кандидатом или подготовке документов для оформления на работу заметил какие-нибудь из вышеперечисленных признаков подделки в документах, то это не может означать, что подделка установлена достоверным образом. Такие сомнения в подлинности документов следует подтвердить документально, для чего с согласия кандидата необходимо сделать соответствующий запрос в органы, выдавшие документы.

Не всегда подделку в документе можно обнаружить при заключении трудового договора. Факт поддельности документа может быть обнаружен в процессе работы. В таких случаях трудовой договор с работником, представившим поддельный документ при заключении трудового договора, в соответствии с п. 1 ст. 22 ТК признается недействительным как трудовой договор, заключенный под влиянием обмана.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 241 ТК споры о недействительности трудового договора рассматриваются в суде.

С требованием о признании договора недействительным вправе обратиться наниматель, работник, законные представители несовершеннолетнего работника, а также прокурор в случаях, предусмотренных ст. 81 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) [12], и другие лица в соответствии с правилами, установленными главой 11 ГПК (ч. 2 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее - постановление № 2) [13] ).

В трудовом законодательстве не урегулированы правовые последствия признания трудового договора недействительным. Если же по аналогии закона ссылаться на п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Республики Беларусь, то недействительный трудовой договор по общему правилу не порождает трудовых отношений, предусмотренных законом гарантий, взаимных прав, обязанностей сторон, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью [14].

На наш взгляд, основываясь на нормах ч. 1 ст. 42 Конституции Республики Беларусь, ст. 57 ТК, вознаграждение за фактически выполненную работу не может быть взыскано с работника в случае признания трудового договора недействительным, что также подтверждает в своих разъяснениях Пленум Верховного Суда Республики Беларусь.

Если трудовой договор признан недействительным, заработная плата за фактически выполненную работу не подлежит возврату, в том числе при признании трудового договора недействительным по п. 1 ст. 22 ТК (ч. 3 п. 8 постановления № 2).

Необходимо заметить, что в соответствии со ст. 379 и 380 Уголовного кодекса Республики Беларусь такое лицо можно привлечь к уголовной ответственности за незаконное приобретение официальных документов, а также за подделку, изготовление, использование поддельных документов, штампов, печатей, бланков.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения практики вюридическом отделе Минского инновационного университета мною закреплены в практических условиях знания и умения, полученные в процессе обучения, приобретены навыки решения социально-профессиональных задач, юридической техники.

Выполнены основные задачи:

- закреплены, расширены и систематизированы теоретические знания, полученные в процессе обучения;

- получено всестороннее представление о будущей профессии;

- изучены основные направления деятельности Минского инновационного университета;

- выполнено индивидуальное задание:

- изучены функциональные обязанности юрисконсульта, порядок ведения делопроизводства в университете;

- ознакомление с деятельностью юрисконсульта по проверке соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов, приказов и других документов;

- изучен порядок ведения юрисконсультом претензионной и исковой работы;

- осуществлено разбирательство вопросов, связанных с обеспечением законности при приеме на работу.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: