Расчет площадей помещений


Состав помещений. Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные.

В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 3.2), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены.

В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок).

В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СНиП 2.09.04-87 „Административные и бытовые здания" входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций.

Рис. 3.2. Состав помещений автономного АТП

^ Расчет площадей зон ТО и ТР. В зависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:

по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах;

графическим построением (см. разд. 4.1, 4.3) — на стадии разработки планировочного решения зон.

Площадь зоны ТО или ТР
FЗ = faXЗКП
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;

XЗ — число постов; КП коэффициент плотности расстановки постов.

Коэффициент КП представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов КП = б- 7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП может быть принято равным 4-5. Меньшие значения КП принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.

^ Расчет площадей производственных участков. Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка

FУ = fОБКП

где fОБ- суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритнымразмерам оборудования,м2; КП коэффициент плотности расстановки оборудования.

Для расчета FУ предварительно на основе Табеля [23] и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь fОБ по участку.

Если в помещениях предусматриваются рабочие посты (сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами и определяемую в соответствии с нормативами (см. табл. 4.2).

Площадки складирования агрегатов, узлов, деталей и материалов, располагаемые в производственных помещениях, в площадь fОБ, занятую оборудованием, не включаются, а суммируются с расчетной площадью помещения FУ.

Площадь окрасочного участка определяется в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормативных расстояний между оборудованием, автомобилями, а также автомобилями и элементами зданияна постах ТО и ремонта (см. табл. 4.2).

Значения коэффициента КП для соответствующихпроизводственных участков (помещений) согласно ОНТП следующие:

Слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонта приборов системы питания, вулканизационный, медницкий, арматурный, краскоприготовительная, кислотная, компрессорная.. 3,5-4
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОГМ) 4-4,5
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий 4,5-5

 

В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
FУ = f1 + f2Т – 1)

где f1- площадь на одного работающего, м3 (табл. 3.6); f2- то же на каждого последующего работающего,м3; РТ — число технологическирабочих в наиболее загруженную смену.
^ Таблица 3.6. Удельные площади производственных участков на одного работающего


Участок


Площадь, м2 /чел.


Участок


Площадь м2/чел.

на первого работающего на каждого следующего работающего на первого работающего на каждого последующего работающего


Агрегатный (без помещений мойки агрегатов и деталей)


22


14

Шиномонтажный 18 15
Вулканизационный 12 6
Кузнечно-рессорный 21 5


Слесарно-механический


18


12

Медницкий 15 9
Сварочный 15 9
Электротехнический 15 9 Жестяницкий 18 12


Ремонта приборов

системы питания


14


8

Арматурный 12 6
Обойный 18 5


Аккумуляторный (без

помещений кислотной,

зарядной и аппаратной)


21


15

Деревообрабатывающий 24 18
Таксометровый 15 9

 

Примечания: 1. Данные приведены без учета площади, занимаемой постами.2. Для АТП с числом до 200 автомобилей отдельные помещения для мойки агрегатов и деталей, кислотной, зарядной и аппаратной могут не предусматриваться. 3. Для АТП с числом 250— 400 автомобилей площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72-108м2, кислотной 18-36 м2, зарядной 12-24 м2 и аппаратной 15-18м2.

Удельные площади участков, приведенные в этой таблице, рассчитаны для АТП грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 5 и до 8 т и автобусов среднего класса. Для АТП легковых автомобилей среднего класса площади участков следует уменьшить на 15-20 %. Согласно нормативам площадь помещения производственного участка на одного работающего должна быть не менее 4,5 м2.

^ Расчет площадей складских помещений. Для определения площадей складов используются два метода расчета: п о удельной площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава и по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов, и по коэффициенту плотности расстановки оборудования.

^ Расчет площадей складов по удельной площади на 10 единиц подвижного состава. При этом методе расчета соответствующими коэффициентами учитываются среднесуточный пробег единицы подвижного состава коэффициент , число технологически совместимого подвижного состава ( ), его тип ( ), высота складирования ( ) и категория условий эксплуатации ( ). Площадь склада:

где АИ - списочное число технологически совместимого подвижного состава; - удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (табл.3.7), м2.

Таблица 3.7. Удельные площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава, м2 (по ОНТП-01-91)


Складские помещения и сооружения по предметной специализации


Удельные площади на 10 ед. подвижного состава, м2 для

легковых автомобилей автобусов грузовых автомобилей прицепов и полуприцепов
Запасные части, детали, эксплуатационные материалы 2,0 4,4 4,0 1,0
Двигатели, агрегаты и узлы 1.5 3,0 2,5 -
Смазочные материалы (с насосной станцией) 1.5 1,8 1,6 0,3.
Лакокрасочные материалы 0.4 0,6 0,5 0,2
Инструменты 0,1 0,15 0,15 0,05
Кислород и ацетилен в баллонах 0,15 0,2 0,15 0,1
Пиломатериалы - 0,3 0,2
Металл, металлолом, ценный утиль 0,2 0,3 0,25 0,15
Автомобильные шины (новые, отремонтированные и подлежащие восстановлению) 1,6 2,6 2,4 1,2
Подлежащие списанию автомобили, агрегаты (на открытой площадке) 4,0 7,0 6,0 2,0
Помещение для промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации и подготовки производства) 0,4 0,9 0,8 0,2
Порожние дегазированные баллоны, (для газобаллонных автомобилей) 0,2 0,25 0,25 -


^ Примечание. Для БЦТО, ПТК и ЦСП площади принимаются с коэффициентом 0,6.

Ниже приведены значения (правая колонка) для различных среднесуточных пробегов подвижного состава (левая колонка, в км):

100 0,8
150 0,85
200 0,9
250 1,0
300 1,15
350 1,25


Коэффициент зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава:

До 50 1,4
Свыше 50 до 100 1,2
100 " 150 1,15
" 150 " 200 1,1
Свыше 200 до 300 1,0
" 300 " 400, 0,95
" 400 " 500. 0,90
" 500 " 600. 0,87


Значения коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава:

Легковые автомобили:  
особо малого класса 0,6
малого " 0,7
среднего " 1,0
Автобусы:  
особо малого класса 0,4
малого " 0,6
среднего " 0,8
большого " 1,0
особо большого " 1,4
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:  
до 1 0,5
свыше 1 до 3 0,6
3 " 5 0,8
" 5 " 1,0
"8 " 16 1,3
внедорожные автомобили-самосвалы 2,2
Прицепы грузоподъемностью,т:  
одноосные до 5 0,9
двухосные свыше 5 до 8 1,0
" свыше 8 1,2
Полуприцепыгрузоподъемностью, т:  
До14 1,1
свыше 20 1,5
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы  
грузоподъемностью свыше 22 т 1,5

 

Значения коэффициентов в зависимости от высоты складирования (в метрах):

 

3,0 1,6
3,6 1,35
4,2 1,15
4.8 1.0
5,4 0,9
6,0 0,8
6,6 0,73
7,2 0,67


Значения коэффициентов в зависимости от категории условий эксплуатации:

 

I категория. 1,0
II 1,05
Ш 1,1
IV 1,15
V 1,2

 

^ Расчет площадей складов по хранимому запасу. Для расчета площади складских помещений предварительно по нормативам определяется количество (запас) хранимых запасных частей и материалов исходя из суточного расхода и продолжительности хранения. Далее по количеству хранимого подбирается оборудование складов (вместимости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и пр.) и определяется площадь fоб помещения, занимаемая этим оборудованием. Затем рассчитывается площадь склада
FСК = fОБКП
Где fОБ = 2,5 - коэффициент плотности расстановки оборудования. (возможно опечатка КП=2,5)

В связи со спецификой организации хранения и раздачи топлива в ДТП расчет склада топлива в данной методике не рассматривается.

Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла, т.е. для моторных, трансмиссионных, пластичных (консистентных) и специальных масел.

Запас смазочных материалов

ЗМ = 0.01GСУТ×qМДЭ

где GСУТ ¾ суточный расход топлива, л; qМ- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (табл. 3.8); ДЭ ¾ число дней запаса.

Суточный расход топлива автомобилей

GСУТ = GЛ + GТ

где GЛ - расход топлива на линии: GТ - расход топлива на внутригаражное маневрирование и технические надобности.

Суточный расход GТ нормируют в размере 0,5 % расхода топливана линии. Расчет суточного расхода GЛ жидкого топлива при линейной работе грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, а также автобусов и легковых автомобилей производится по общепринятой методике. Объем отработавших масел принимается в размере 15 % расхода свежих масел. ДЭ принимается равным 15.

Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием, и площадь склада. Запас (число) покрышек или камер на складе шин

Зш = АИaТlccXК ДЭ /LП,

где Хк - число колес автомобиля без запасного; LП - средний пробег покрышки с учетом ее восстановления, определяемый по фактическим данным или нормативам, км: ДЭ =10.

Длина стеллажей для хранения покрышек

lст= ЗШ /П.

где П = 6÷10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.
Таблица 3.8. Нормы расхода смазочных материалов*


1 Материал


Норма расхода на 100 л топлива для автомобилей и автобусов, работающих

на бензине и сжиженном газе на дизельном топливе
Моторные масла, л** Трансмиссионные масла, л Специальные*** масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг 2,4 0,3 0,1 0,2 3,2 0,4 0,1 0,3

 

* Для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатациименее трех лет, норма расхода масел и смазок снижается на 50 %, а при эксплуатации болеевосьми лет, может быть увеличена в пределах до 20 %.

** Для автомобилей ВАЗ норма расходамоторного масла устанавливается в размере 0,8 л независимо от срока службы автомобиля.

*** Для автобусов с гидромеханическойтрансмиссией эта норма расхода увеличена до 0,3 л.
Ширина стеллажа bСТ определяетсяразмером покрышки.

Площадь, занимаемая стеллажами, fОБ= lст bСТсоответственно площадь склада

FСК = fОБКП

Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.

Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов в кг

Gi = АИaТlccXК/10000 = а GаДЗ/100

где АИ - списочное число однотипных автомобилей; Gа - масса автомобиля, кг; а - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс.км пробега (табл. 3.9); ДЗ - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).

Запас агрегатов

GАГ = КАГ qАГ АИ/100

где КАГ - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам Положения; qАГ - масса агрегата, кг.

Таблица 3.9. Примерный расход запасных частей, металлов и материалов в процентах от массы автомобиля на 10 тыс. км.пробега.


Объект хранения


Автомобили


Автобусы

грузовые легковые
Запасные части 1,0-2,5 2,5-5,0 1,0-2,0
Металлы и металлические изделия 1,0-1,5 0,7-1,3 0,8-2,0
Лакокрасочные изделия и химикаты 0,15-0,3 0,5-1,0 0,15-0,4
Прочие материалы 0,15-0,25 0,25-0,5 0,25-0,6


Площадь пола, занимаемая стеллажами дляхранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:

fО = Gi /g

где Gi, - масса объектов хранения, кг; g - допускаемая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, составляющая для запасных частей 600 кг/м2, агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.

^ Расчет площади зоны хранения (стоянки) автомобилей. При укрупненных расчетах площадь зоны хранения

FСК = fО АСТ КП

где fО - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; АСТ - число автомобиле-мест хранения; Кп = 2,5-3,0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.

Площадь стоянок для данного типа подвижного состава может быть определена по удельной площади (в м2) на одно место хранения и соответствующим коэффициентам. Методика расчета приведена в разд. 5.3.

В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.

Число автомобиле-мест хранения при закрепленииих за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. АСТ = АИ.

При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест
АСТ = АИ – ХТР - ХТО – ХП – АКР – АЛ

где ХТР - число постов ТР, ХТО - число постов ТО; ХП - число постов ожидания (подпора); АКР - число автомобилей, находящихся в КР; АЛ - среднее число автомобилей постоянно отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).

Рисунок 3.3 Зависимость удельной площади S административно-бытовых помещений от числа работающих Р (по данным Гипроавтотранса)
Расчет площадей административно-бытовых помещений. Эти помещения являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям упомянутого СНиП 2.09.04-87.

На стадии технико-экономического обоснования и предварительных расчетов ориентировочно общая площадь административно-бытовых помещений может быть определена по графику, приведенному на рис. 3.3.

Детальная разработка административно-бытовых помещений производится в объеме архитектурно-строительной части проекта на основании заданий проектировщиков-технологов. Расчет площадей отдельных помещений административно-бытового назначения производится по соответствующим нормам и числу работающих.

^ Расчет площадей технических помещений. Площади технических помещений компрессорной, трансформаторной и насосной станций, вентиляционных камер и других помещений рассчитываются в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от принятой системы и оборудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.














































БИЛЕТ №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: