Протокольная запись урока литературы

1. Дата наблюдения, школа, класс.

2. Фамилия, имя, отчество учителя.

3. Готовность к уроку: оформление доски, состояние рабочих мест учащихся и т. д.

4. Тема урока.

5. Цели урока (выясняются у учителя перед уроком или после него).

6. Тип урока.

ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ УРОКА С АНАЛИТИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИЕМ [4]

 

Ход урока Аналитический комментарий
I. Организационная подготовка учащихся к уроку. II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя. IIІ. Проверка домашнего задания. 1. Выполнение письменной тестовой работы. 2. Индивидуальный опрос: рассказ биографии поэта.   ІV. Изучение нового материала. 1. Сообщение учителя с элементами беседы. 2. Выразительное чтение стихотворения учителем. 3. Беседа по первым впечатлениям (с элементами сообщения учителя). 4. Повторное чтение стихотворения. 5. Аналитическая беседа (подробный анализ стихотворения). 5. Выразительное чтение стихотворения учениками. 6. Устное словесное рисование отдельных эпизодов стихотворения. 7. Анализ иллюстраций к стихотворению.   V. Подведение итогов урока. 1. Фронтальный опрос. 2. Сообщение учителя. 3. Оценивание учебной деятельности учащихся. VІ. Информация о домашнем задании. Сообщение учителя. При анализе урока можно обращать внимание на следующее: I. Организация рабочего места учителя. Установление контакта с учащимися. Организованность учащихся. II. Соответствие темы урока учебной программе. Способы мотивации учебной деятельности школьников. ІІІ. Когда проводится (в начале урока, разбивается на несколько этапов и др.)? Формы проверки: устно (фронтальная беседа, выступление учеников, выразительное чтение и т. д.), письменно (тест, проблемный вопрос и т. д.). Эффективность проверки. Соотношение индивидуальных, групповых и фронтальных форм проверки. Мотивировка оценок. IV. Как осуществлялась актуализация опорных знаний? Какими методами и приемами воспользовался учитель при объяснении нового материала? Какие приемы привлекались для осмысления материала и его запоминания? Насколько логично учебные ситуации подводят к решению основной проблемы урока? Как осуществлялись "переходы" от одной учебной ситуации к другой? Проводились ли сопоставления с жизнью, с другими произведениями искусства, в том числе с литературными произведениями, с данными других научных дисциплин? Каков объем и характер изучения теоретико-литературных понятий? Уделялось ли внимание развитию речевой культуры учеников? Задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы. V.Каковы способы подведения итогов урока? Какой уровень теоретических знаний и практических умений учащихся достигнут на уроке? Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки. VI.Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж, запись на доске,  дифференциация и т. д.

 

Выводы. Вызвал ли урок интерес у детей? Поведение учащихся на уроке, их увлеченность, эмоциональная и интеллектуальная активность. Мастерство учителя в общении с классом, культура общения.

Правильно ли были спланированы этапы урока? Насколько активно использовался текст изучаемого произведения на уроке? Как сочеталось его эмоциональное восприятие с логическим освоением?

Эффективность использования методов и приемов с учетом индивидуальных особенностей класса и отдельных учащихся. Соотношение заданий репродуктивного и творческого характера.

Какой был темп урока? Какие технологии использовались на уроке? Насколько эффективно было их использование?

Достигнуты ли цели урока?

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ 

КОНСПЕКТА УРОКА

1. Изучение календарно-тематического планирования, действующей программы по языку или литературе, используемых учебников, учебно-методических пособий.

2. Определение темы предстоящего урока. Установление роли и места данного урока в общей системе (его связь с предыдущими и последующими занятиями).

3. Формулирование целей урока, определение его типа.

4. Изучение соответствующего раздела учебника по языку или литературе, методических пособий и журналов, электронных дидактических материалов, дополнительной научно-популярной литературы для учащихся по избранной теме.

5. Отбор содержания учебного материала для урока языка или литературы по избранной теме.

6. Группировка отобранного материала в соответствии с типом урока; определение методов и приемов обучения, объема коллективной, групповой, самостоятельной работы учащихся.

7. Отбор (подготовка) раздаточного материала по языку или литературе, таблиц, схем, технических средств обучения и т. д.

8. Написание конспекта урока.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА ЯЗЫКА

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.), оборудование урока.

3. Тип урока.

4. Цели урока, их соответствие программным требованиям. Способы мотивации учебной деятельности школьников.

5. Способы и формы проверки домашнего задания, привлечение учащихся к дополнению, исправлению ответов одноклассников.

6. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы и ранее изученной.

7. Использование различных методов и приёмов ознакомления учащихся с новой темой; соответствие данных методов и приемов содержанию лингвистического материала, возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся.

8. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала.

9. Организация первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков:

а) эффективность примененных форм первичного закрепления знаний;

б) соответствие дидактического материала целям урока;

в) учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к самостоятельным;

г) целесообразность использования различных видов упражнений;

д) осуществление дифференциации заданий, наличие индивидуальной, групповой, коллективной форм работы;

е) организация сопутствующего повторения;

ж) формирование культуры речи школьников.

10. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.

11. Характер, объем домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж, дифференциация и т. д.

12. Способы подведения итогов урока.

13. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке.

14. Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки.

15. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения.

16. Темп урока.

17. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками.

18. Уровень лингвистической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя.

19. Достижение поставленных целей урока. Образовательные и воспитательные результаты урока.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.

2. Место темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.

3. Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока программным требованиям.

4. Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.

5. Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.

6. Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т. д.).

7. Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению.

8. Структура урока. Основные учебные ситуации урока. «Переходы» от одной учебной ситуации к другой, чёткость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.

9. Тип урока. Форма проведения урока.

10. Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.

11. Соответствие методов и приёмов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.

12. Использование разных форм, методов, приёмов, средств обучения, их эффективность.

13. Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).

14. Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т. д.).

15. Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).

16. Формирование читательских способностей учащихся.

17. Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.

18. Формирование литературно-творческих способностей учащихся.

19. Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).

20. Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.

21. Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.

22. Развитие речи учащихся.

23. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.

24. Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.

25. Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

26. Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приёмам самостоятельной работы.

27. Способы актуализации базовых знаний учащихся.

28. Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.

29. Оценивание знаний учащихся на уроке.

30. Характер, объём и посильность домашнего задания. Решение задач закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала. Объём опережающих заданий.

31. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.

32.Темп урока. Эмоциональная атмосфера урока.

33. Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.

34. Использование инноваций, педагогических технологий.

35. Образовательные и воспитательные результаты урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow