Интеллектуальное развитие ребенка предполагает не только усвоение знаний "о том, что" и знаний "о том, как", но и знаний "о том, какой Я". Этот тип информации вообще не представлен в традиционных учебниках, хотя знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил.
Метакогнитивная осведомленность включает, во-первых, систему представлений об основных проявлениях интеллектуальной деятельности в целом, а также о своих индивидуальных интеллектуальных качествах, во-вторых, умение оценивать сильные и слабые стороны своего интеллекта на уровне самопринятия и, в-третьих, готовность сознательно управлять своей интеллектуальной деятельностью за счет использования приемов настройки и стимулирования работы собственного ума.
В целях повышения уровня метакогнитивной осведомленности учащихся в отдельные учебные пособия включены специальные разделы под названием "Психологический комментарий", в каждом из которых излагаются общие сведения об определенных проявлениях человеческого интеллекта с использованием простейших процедур интеллектуальной самодиагностики и интеллектуального тренинга.
|
|
В учебном пособии "Сказка про Елену Прекрасную, Ивана-Царевича и обыкновенные дроби" (6-й класс) "Психологический комментарий" посвящен обсуждению психологических правил поведения Исследователя, то есть человека, который, столкнувшись с новой, необычной проблемой, тем не менее должен справиться с ее решением. В частности, анализируя четыре основных правила. Правило первое – "Старайся помнить об инерции собственного мышления", правило второе – "Научись задавать вопросы", правило третье – "Формулируй и обосновывай гипотезы", правило четвертое – "Используй эвристические приемы".
Эти правила учащиеся используют при выдвижении гипотез о разных случаях умножения рациональных чисел (гл. 11) при поиске правил сложения (гл. 16) и рациональных путей нахождения значений числовых выражений (гл. 17).