III. Формирование метакогнитивной осведомленности

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает не только усвоение знаний "о том, что" и знаний "о том, как", но и знаний "о том, какой Я". Этот тип инфор­мации вообще не представлен в традици­онных учебниках, хотя знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил.

Метакогнитивная осведомленность включает, во-первых, систему представ­лений об основных проявлениях интеллек­туальной деятельности в целом, а также о своих индивидуальных интеллектуальных ка­чествах, во-вторых, умение оценивать сильные и слабые стороны своего интеллек­та на уровне самопринятия и, в-третьих, готовность сознательно управлять своей интеллектуальной деятельностью за счет использования приемов настройки и стиму­лирования работы собственного ума.

В целях повышения уровня метакогнитивной осведомленности учащихся в отдельные учебные пособия включены специаль­ные разделы под названием "Психологичес­кий комментарий", в каждом из которых из­лагаются общие сведения об определенных проявлениях человеческого интеллекта с ис­пользованием простейших процедур интел­лектуальной самодиагностики и интеллек­туального тренинга.

В учебном пособии "Сказка про Еле­ну Прекрасную, Ивана-Царевича и обык­новенные дроби" (6-й класс) "Психологи­ческий комментарий" посвящен обсуждению психологических правил поведения Иссле­дователя, то есть человека, который, стол­кнувшись с новой, необычной проблемой, тем не менее должен справиться с ее реше­нием. В частности, анализируя четыре основ­ных правила. Правило первое "Старайся помнить об инерции собственного мышле­ния", правило второе "Научись задавать вопросы", правило третье "Формулируй и обосновывай гипотезы", правило четвер­тое "Используй эвристические приемы".

Эти правила учащиеся используют при выдвижении гипотез о разных случаях ум­ножения рациональных чисел (гл. 11) при по­иске правил сложения (гл. 16) и рациональ­ных путей нахождения значений числовых выражений (гл. 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: