Виды УУД и способы их формирования на уроках

Противоречие современной системы образования: стремительный темп роста знаний ---        ограничение возможности их усвоения.

Смена образовательной парадигмы: образование на всю жизнь --- образование в течение всей жизни.

Новая целевая установка образовательных стандартов – научить учиться (умение учиться – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного и активного присвоения нового социального опыта). Приоритетным направлением новых стандартов образования является обеспечение развития у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

УУД – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

Виды УУД и способы их формирования

 

Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся) Регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) Познавательные (общеучебный комплекс компетенций) Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность)
1. Самопознание и самоопределение 2. Смыслообразование 3. Нравственно-этическая ориентация 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Прогнозирование 4. Контроль 5. Коррекция 6. Оценка 7. Саморегуляция 1. Общеучебные (формулирование познавательной цели, рефлексия, смысловое чтение и др.) 2. Логические (анализ, синтез, классификация и др.) 3. Постановка и решение проблемы 1. Планирование учебного сотрудничества 2. Решение конфликтов 3. Постановка вопросов 4. Умение выражать свои мысли и др.
Выразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в…; Примите решение по …; Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа; Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.); Отметьте, что в данном параграфе вы еще не очень хорошо усвоили; Выявите самое главное утверждение в тексте учебника о …; Выразите информацию в виде краткой записи текста из учебника и др.   Определите план своих действий при выполнении работы; Определите последовательность выполнения задания; Составьте план и последовательность действий при…; Спрогнозируйте результаты опыта; Внесите необходимые дополнения и коррективы в план; Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме; Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.); Постройте план выполнения (проекта, опыта, исследования в природе, подготовки презентации и пр.); Выстройте стратегию поиска решения задачи. Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы и др.. Выделите главное содержание в тексте параграфа; Сформулируйте сами понятие о…; Используйте разные источники информации по предмету или изучаемой теме; Классифицируйте перечисленные факты; Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики или текст; Оцените форму содержания и его полноту изложения; Подумайте, как будут развиваться события дальше; Придумайте новый более убедительный пример; Создайте компьютерное учебное пособие по теме…; Оцените своё действие в обсуждении вопроса; Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде (в виде тезисов) и др. Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении; Оцените позицию других людей в решении…; Примите общее решение в спорном вопросе; Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником); Выступите в роли эксперта; Сравните своё понимание ценности с ценностями (других людей, науки, учёных); Учитесь слушать и слышать других; Примите участие в дискуссии и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: