Тема: Лексические нормы современного русского языка

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1.Понятие о лексической норме.

2.Синонимы и антонимы. Их стилистические функции в речи.

3. Слова-паронимы и точность речи.

4.Стилистические функции устаревших слов. Историзмы и архаизмы.

5.Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Принципы разграничения полисемии и омонимии.

6. Плеоназм и тавтология как нарушения лексических норм.

7. Лексическая сочетаемость.

 

2.Выполните практические задания:

1.Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд:

Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.

 

2.Пользуясь словарем синонимов, постройте синонимические ряды к предложенным словам:

Построить, удивить, плакать, работать, много, хороший, правда.

 

3.Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:

Высокие цены, состояние движения,горизонтальные связи, прогрессивные взгляды, праздничный день, позитивное отношение.

 

4.Подберите антонимы к разным значениям каждого из приведенных ниже слов, иллюстрируйте примерами:

Частный, низкий, свежий, густой, тихий, простой.

 

5. Объясните значение следующих слов-паронимов, составьте с ними словосочетания

Абонент-абонемент, адресат-адресант, болотистый-болотный, ванна-ванная, водный-водяной-водянистый, гарантийный-гарантированный, главный-заглавный, дефектный-дефективный, длинный-длительный, запасной-запасливый, ложный-лживый, отборный-отборочный, подпись-роспись, представить-предоставить.

 

6.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, исправьте их:

1)Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 3) В моей жизни это было самое памятливое событие. 4) Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 5) Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов. 6) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 7)Вконце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя.

 

7.Объясните значение следующих иноязычных слов:

Авангард, адепт, ай-кью, адекватный, андеграунд, аннексия, антипод, апломб, априори, байер, бомонд, брифинг, ва-банк(идти), вестерн, вето, вип, гастарбайтер, гуру, демпинг, джакузи, дилетант, импичмент, импозантный, импресарио, какофония, картинг, клондайк, коммюнике, коррупция, лапидарный, легитимный, лизинг, нотабене, ноу-хау, петиция, приватный, промоутер, реноме, саммит, фетиш, форс-мажор, хай-тек.

 

8. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса лексики современного русского языка:

Брадобрей, ланиты, лекарь, зело, водомет, сие, очи, лазарет, уста, послух, зефир, днесь, сеча, глаголет, лик, снедь, алчность, грядет, чело, надлежит, сонм, скрижаль, бражничать, отсель, оный.

 

9.Объясните значение следующих слов-омонимов, составьте словосочетания с каждым словом из пары омонимов.

Долг, ключ, акция, баба, балка, банк, блок, боксер, болтать, вкус, образование, настоять, наряд, пол, сип.

 

10.Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Подв и жный – подвижн о й, а тлас – атл а с, в е дение – вед е ние, кр е стный – кр ё стный, кр у гом – круг о м, разводн о й – разв о дный, бр о ня – брон я, р о жки – рожк и, у гольный – уг о льный, ч и нящий – чин я щий, чудн о й – ч у дный, хар а ктерный – характ е рный.

 

11. Какие словосочетания кажутся вам ошибочными, а какие допустимы и закрепились в языке? Почему?

Опытный ветеран, ностальгия по родине, ноябрь месяц, мемориальный памятник, свободная вакансия, веселый инцидент, повседневная обыденность, автобиография жизни, в конечном итоге, прейскурант цен, реальная действительность, период времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, габаритные размеры, толпа людей.

 

12. Продолжите список прилагательных, сочетающихся с предложенными существительными:

Предприятие: убыточное,…

Власть: региональная,…

Служба: налоговая,…

Оппозиция: непримиримая,…

Политика: антимонопольная,…

 

13. Составьте как можно больше словосочетаний по модели «глагол+существительное» со следующими словами:

А. Победа, ущерб, приговор, требование, значение, интерес, пари, упрек.

Б. Адресовать, бороться, внедрять, гарантировать, грустить, дополнить, коснуться, начинать, требовать.

 

 

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

4. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

5. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

6. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.

7. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Около 2000 антонимических пар / Под ред. Л.А. Новикова – М., 1978.

9. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ.рук. акад. Ю.Д. Апресяна. – М., 2000.

10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

11. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.

 

 

Практическое занятие №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: