Место дисциплины в структуре ОП

Негосударственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

 

________________/С.В. Авдашкевич

 

«___» ___________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

Б1.Б.30 ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки: 37.03.01 «Психология»  
Направленность (профиль) ОП ВО: Психология управления  
Уровень высшего образования:   Бакалавриат
Тип ОП ВО*:   академический бакалавриат
Форма обучения: Очная, заочная

 

   

Санкт-Петербург

2015


Обсуждено

на заседании кафедры педагогики, психологии и переводоведения

«__»________ 201__ г., протокол № __

 

Зав. кафедрой _________________ А.-М. Ариас

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник методического отдела                                ____________М.В. Маненко

                       


  1. Цели и задачи дисциплины:

Целями дисциплины «Психология труда, инженерная психология, эргономика» являются:

1.Предоставление студентам профессиональных знаний о психике человека как субъекте трудовой деятельности и объекте управления в эргатических системах. 

2. Освещение данных об эргономических и инженерно-психологических факторах научной организации, надёжности и модернизации труда человека-оператора в системах «человек- машина- среда»,

3. Изложение психологических основ анализа структуры трудовой деятельности в формате  профессиограммы как одного из основных документов проектирования, повышения эффективности и гуманизации труда.  

4. Обеспечение знаниями о социально-психологических закономерностях формирования, развития, функционирования трудового коллектива, особенностях взаимодействия руководителя и лидера, структурно-функциональных особенностях взаимодействия формальной и неформальной подструктур трудового коллектива;    

5. Формирование системы умений профессионально грамотно определять психологическое содержание поставленной для решения задачи повышения эффективности труда, формулировать цель и задачи научного исследования проблем и практического решения задач организации т руда персонала,.выбирать и использовать психологические знания, методы и технологии, оптимальные для достижения поставленной цели и решения задач 

5. Овладение теоретическими знаниями, понятийным аппаратом, методами исследования психических явлений (свойств, состояний, процессов) и профессиографического анализа трудовой деятельности   для научно- обоснованного обеспечения, диагностики оптимизации и гуманизации трудовой деятельности человека.

Задачи обучения по дисциплине:

1. Сформировать представление о человеке как субъекте трудовой деятельности.

2. Обеспечить профессиональную подготовку студентов в освоении научных психологических знаний по вопросам трудовой деятельности человека в понимании предмета, задач и методов психологии труда.

3. Предоставить знания о разновидностях классификаций профессий и направлениях работы по решению вопросов психологии труда: профессиональному обучению, профессиональной консультации, профессиональной ориентации, профессиональному отбору, снижению аварийности и травматизма.

4. Ознакомить с современными и новейшими концептуальными подходами и конкретными решениями к повышению эффективности и к гуманизации труда.

5. Сформировать умению разрабатывать и реализовывать планы исследовательской и диагностической работы по вопросам психологии труда.

6.Сформировать умения применять общие и специальные методы психологии труда и профессий в решении задач, связанных с описанием, анализом и оценкой трудовой деятельности в различных целях: профессиональной ориентации и профессиональной консультации, психологического профессионального отбора, и профессиональной подготовки, рационализации режимов труда и отдыха, проектировании новых профессий.

7. Развить умение проводить профессиографический анализ трудовой деятельности, составлять и использовать батареи диагностического инструментария для решения конкретных задач психологии труда.

8. Ввести в курс решения проблемы основ рационализации и научной организации труда.

9. Приобщить студентов к гражданскому пониманию роли психолога в современном производстве и нормам этического кодекса.

 



Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-8 способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
ПК-13 способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп

В результате изучения дисциплины студент должен:  

 

  Наименование и (или) описание компетенции Код компетенции

Знать:

историю развития общества, роль профессиональной деятельности в жизни человека ОК - 1
естественнонаучный подход к описанию высших психических функций и их нарушений при органических повреждениях мозга, прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования; профессиональные риски в различных видах деятельности; основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. ПК - 1
практические методы исследования различных психологических явлений; виды наблюдения в психологии, виды беседы в психологии, типы шкал, эксперимент и его разновидности; основные виды и процедуры психологического измерения в исследовательских и прикладных работах; основные этапы планирования прикладных психологических исследований; особенности прояснения запроса и определения прикладной задачи, для решения которой планируется исследование; специфику подбора психологического инструментария измерения; оптимальные способы фиксации, обработки и интерпретации данных; принципы подготовки прикладных выводов по результатам исследования ПК – 8    
принципы профессионального отбора; методы отбора персонала; процедуру «Ассессмент-центр»; психологические теории трудовой мотивации;  структуру и факторы психологического климата коллектива; особенности функционирования индивида в малых группах и специфику процесса группообразования в современных российских условиях;  особенности протекания процесса групповой динамики. ПК-13
социально-психологические закономерности формирования, развития, функционирования трудового коллектива ПК-14

Уметь

Объяснять тенденции развития общества ОК-1
применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. ПК-1
подбирать способы и процедуры стандартного прикладного исследования в конкретной организации в зависимости от характера возникающих задач и стадии развития группы. ПК-8
 готовить программы профессиональной аттестации и профессионального отбора; управлять деятельностью формальных и неформальных групп в организациях; влиять на индивидуальные особенности проявления стиля лидерства;  создавать предпосылки для формирования оптимального психологического климата в организациях; планировать и разрабатывать программы по обучению и развитию персонала. ПК-13
разрабатывать и обосновывать текущий и перспективный планы работы психолога в рамках должностной компетенции как штатного сотрудника организации  ПК-14
навыками научного анализа и аналитического мышления для формирования мировоззренческой позиции ОК-1
основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни) ПК-1
Владеть приемами выделения исследуемых параметров; принципами подготовки прикладных выводов по результатам исследования; обоснованным выбором методов в соответствии с конкретными практическими задачами; процессуальным и диагностическим инструментарием современной социальной психологии; способами и процедурами стандартного прикладного исследования в конкретной организации в зависимости от характера возникающих задач и стадии развития группы; средствами психологической диагностики и анализа психологических организационных проблем. ПК-8
  спецификой работы с кадровым составом организации в зависимости от ее численности, характера межличностных отношений, стиля лидерства и неформальной структуры организации; навыками психодиагностики; навыками проведения интервью при приеме на работу; навыками оптимизации межгрупповых и межличностных отношений в организации. навыками продвижения решений руководителя в групповой среде. ПК-13
  основными алгоритмами управленческого консультирования; техниками коучинга;методами коррекции психических состояний; методами «тайм-менеджмента»; методиками развития коммуникативных навыков; психологическими методами саморегуляции; социально-психологическими активными методами обучения персонала анти-стрессовому поведению стратегиями борьбы с поведением персонала, наносящим вред здоровью технологиями управления стрессом персонала ПК-14

 

Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Психология труда, инженерная психология, эргономика» относится к базовой части цикла Б.1. Направление подготовки 37.03.01 Психология, направленность подготовки Психология управления.

Курс опирается на дисциплины: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, социальная психология. Освоение курса является базовым для овладения знаниями по управленческой психологии. Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких явлений как: Организационная психология, Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности, Психология сотрудничества и формирования управленческой команды, Управленческое консультирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: