Тема: Вещное право в Риме. Право собственности Древнего Рима (4 часа)

Планы семинарских и практических занятий по курсу «римское право»

Составитель: к.ю.н., профессор Филиппова Т.А.

Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса в соответствие с программой. На занятиях изучаются наиболее важные ключевые проблемы курса, что отражается в вопросах для изучения на семинарских занятиях. Общей целью проведения занятий является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков. Студент должен уметь анализировать литературу, аргументировано излагать свое мнение, уметь вести дискуссию. Выбор источников и литературы для проведения занятий объясняется доступностью приведенных учебников и памятников римского права. Формой итогового контроля является зачет.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Общая характеристика римского частного права(2 часа).

1. Понятие римского частного права.

2. Дуализм римского частного права.

3. Рецепция римского частного права.

4. Значение римского частного права для современной юриспруденции.

5. Кодификации римского частного права.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Источники римского права (2 часа).

1.Периодизация  римского частного права. Источники римского частного права на разных этапах его развития

2.Понятие, виды и значение правовых обычаев.

3.Законы.

4.Эдикты магистратов.

5.Деятельность римских юристов.

Задания:

1. Охарактеризуйте структуру законов XII таблиц.

2. Приведите свидетельства древних авторов о законах XII таблиц.

3. Найти в Дигестах Юстиниана сентенции, которые в настоящее время рассматриваются, как правовые принципы.

4. Меры, принятые государственной властью в чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие, эпидемия и др.), могут:

· толковаться как имеющие общее значение;

· признаваться специальными и временными;

· применяться по усмотрению судов

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Иски. Виды судебных производств по частным спорам (2 часа).

1.Понятие и виды исков. Значение исков по римскому праву.

2.Легисакционный процесс. Его характерные черты.

3. Экстраординарный процесс. Система апелляций.

4.Исковая давность.

 

ЗАНЯТИЕ 4,5

Тема: Лица (4 часа).

1. Понятие лица (субъекта) по римскому частному праву.

2. Понятие правоспособности. Содержание правоспособности. Ограничение правоспособности.

3. Правовое положение свободных и рабов.

4. Правовое положение вольноотпущенников (либертинов).

5. Правовое положение римских граждан, латинов и перегринов.

6. Дееспособность по римскому частному праву. Ограничение дееспособности.

7. Зарождение юридических лиц и правовое положение организации

 

Задания:

1. Каким способом латины могли приобрести римское гражданство:

· построив дом в Риме,

· содержав в Риме в течение 3 лет мельницу,

· если в своей общине исполняли должности декуриона,

· путем переселения в Рим без каких-либо условий?

 Решите задачу со ссылкой на Институции Гая.

2. Какие изменения в правоспособности влекут следующие обстоятельства:

· продажа в чужую страну за то, что не внесли свое имущество в цензорские списки,

· свободнорожденная женщина вступила в сношение с рабом,

· усыновление?

 

3. Каких прав был лишен перегрин:

· права обладания квиритской собственностью,

· права наследования имущества,

· права власти над женой и детьми,

· права занятия ремесленной или торговой деятельностью,

· права переселения из колонии в Рим?

 

4. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру, но не смогла вернуть заем в установленный срок. Является ли погребальная коллегия юридическим лицом? Мог ли банкир обратить взыскание на имущество отдельных членов коллегии?

 

 

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Семейное право (2 часа).

1.Общая характеристика римского семейного права. Виды родства.

2.Власть домовладыки.

3.Заключение и прекращение брака.

4.Личные и имущественные отношения супругов. Приданое.

5.Правовые отношения родителей и детей.

 

Задания:

1.У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, живущего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке».

Какой из внуков находился под властью деда?

 

2.Какими способами уничтожается агнатическая связь?

 

3.При заключении брачного договора было оговорено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет потребован мужем по его инициативе и без вины жены.

Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданого? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах обратиться за защитой к претору?

 

4.С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился.

Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

ЗАНЯТИЕ 7,8

Тема: Вещное право в Риме. Право собственности Древнего Рима (4 часа)

1. Понятие и содержание права собственности.

2. Владение и право собственности.

3. Виды собственности в Риме.

4. Приобретение права собственности.

5. Защита права собственности.

 

Задания:

1. Мы приобретаем владение:

· телесным воздействием на вещь,

· по уговору,

· волей владеть,

· по необходимости (и против воли),

· ради какой-либо посторонней выгоды.

 Изберите два условия, которые Папиниан считал определяющими.

 

2. В чем состоит принципиальное различие между правом собственности и владением? Можно ли оспорить утверждение, что между ними ничего общего?

 

3. Некто заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем, скульптор получил более выгодный заказ – изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев результат, согласился принять и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, упирая на то, что собственником изделия следует считать мастера, «вдохнувшего в безжизненный камень душу». Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит «грубая материя».

Как решали этот спор римские юристы? Существенно ли для решения спора то, что материалом, переданным скульптору, мог быть не мрамор, а медь, золото?

 

4. Производным приобретением права собственности будет по римскому праву:

· традиция,

· завещание (распоряжение на случай смерти),

· присуждение, т.е. приобретение по судебному решению.

Что общего между ними?

 

5. Некто А., уезжая из провинции, куда он был назначен на высокую должность, передал приятелю В. Ценный подарок для вручения его их общему другу С. Случилось так, что поручение оказалось неисполненным вследствие скоропостижной смерти С.

Сделается ли В. Собственником порученной ему вещи по приобретательной давности?

 

6. Чужая меченая овца приблудилась к чужому стаду и паслась на чужом лугу все лето. В конце концов, она была отыскана хозяином.

Вправе ли он набросить на нее веревку и увести к себе, не взирая на протест владельца? Имеет ли значение тот факт, что владение овцой было ненасильственным и открытым (не тайным)? Может ли быть принято во внимание встречное требование об убытке, связанном с прокормом овцы, ее охраны и прочее?

 

7. Г. Неоднократно просил соседа Л. Подрезать ветки дерева, которое своей тенью мешал растениям на его участке. Л. Отказывался выполнить просьбу Г., заявляя, что он вправе распоряжаться всем, что растет на его земле. Тогда Г. Срубил мешавшее ему дерево. Правомочны ли действия Г. С точки зрения Законов XII таблиц?

 

8. Некто М. при постройке дома использовал бревна, принадлежащие его соседу Титусу. Титус потребовал вернуть похищенные бревна. М. отказался это сделать.

Как будет разрешен конфликт?

 

ЗАНЯТИЕ 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: