Планируемые результаты реализации программы
- Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы образования в области экологического воспитания обучающихся
- Получение представлений об экологической составляющей общего мировоззрения и общей культуры
- Освоение опыта лучших образовательных и воспитательных практик
- Знакомство слушателей с особенностями и экологическими проблемами региона, возможными вариантами их решения.
- Приобретение практического опыта изучения природных объектов с использованием современного оборудования.
- Знакомство с народными экологическими традициями
Формы подведения итогов:
В зависимости от разных способов проведения занятий, способы оценки полученных знаний, умений, информации могут быть различны:
- представление собственной позиции на круглом столе, конференции
- участие в различных экологических мероприятиях и акциях
- проведение занятий с использованием эффективных форм работы
- подготовка отчетных творческих работ (фотоотчёты, рефераты, эссе, портфолио, презентации).
|
|
- применение на собственной практике умений и навыков, полученной в рамках обучения
Средства контроля за обеспечением достоверности результатов эксперимента:
тестирование, анкетирование. фиксирование деятельности на фото-, видео-, аудио- материалах. эссе по одной из тем, разработка и проведение интерактивных занятия с использованием игровых технологий или создание проекта, реализуемого в рамках сетевого взаимодействия. По завершении обучения - подготовка презентации «Мой экологический портрет».
Реализация программы повышения профессионального мастерства и методической поддержки работников системы дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений «Экологическое воспитание как важнейший механизм социализации детей и молодежи»
Учебный план на 2018 год
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Сроки проведения | ||
Базовый модуль. | ||||||
I. Новые представления о роли экологического образования | ||||||
1. | Тема занятия: «Экологическая ситуация в Северо-западном регионе» Тарбаева В.М., доктор биологических наук, руководитель МОО «Природоохранный союз». | 3 | Круглый стол | апрель | ||
2. | Тема занятия: «Невская губа: проблемы, перспективы изменения ситуации в Санкт-Петербурге» Рыбалко А.Е. доктор геологических наук, зав. сектором НИИГА | 3 | Семинар | февраль | ||
Итого: | 6 | |||||
Итоговый контроль: Эссе «Мои представления о роли человека в мироздании»
| ||||||
II. Интерактивные методы обучения | ||||||
3.
4.
5. | Проект «Деятельность ОУ по социализации личности через экологическое воспитание» Тема занятия 1 - Знакомство с технологией интеллектуального турнира. Николаева С.Н. педагог дополнительного образования школы ГБОУ СОШ № 77 | 3 | Решение социально-экологических задач. | 23 января | ||
Тема занятия 2 – Участие в работе экологической секции Конференции «Я житель планеты Земля» и Круглого стола «Особенности тьютерства в сопровождении экологической деятельности ученика начальной школы» Грушко Е.Д. учитель начальной школы ГБОУ СОШ №77, Авдеева А.В., - зав. биологич. отделом, методист РЦ | 2 | Работа в жюри, участие в круглом столе. | 16 февраля | |||
Тема занятия 3 - Участие в Конференции «Балтийский регион вчера сегодня завтра» и Круглом столе «Социальные и экологические проблемы. Позиция старшеклассников» Кондратюк А.В., педагог –психолог, Кондратюк И.П. зам. директора ГБОУ СОШ № 77 по естественнонаучному образованию Скворцов В.В. – д.б.н., профессор РГПУ им. Герцена, Научный рук. РЦ | 3 | Работа в жюри, участие в круглом столе. | 23 марта | |||
6. | Посещение выставки лабораторного оборудования на Форуме «Экология большого города» | 6 | Знакомство с производителями оборудования и выставкой современных приборов контроля состояния природной среды | март | ||
7. | Вовлечение общественных экологических организаций в совместную деятельность по социализации современных детей. | 6 | Встречи с представителями общественных экологических организаций | сентябрь | ||
Итого: | 20 | |||||
Итоговый контроль. Разработка и проведение интерактивного занятия с использованием игровых технологий или создание проекта, реализуемого в рамках сетевого взаимодействия. | ||||||
Вариативные модули. | ||||||
I. Положительный опыт взаимодействия с природой. | ||||||
. 1 | Знакомство с моделями экопоселений, видами экоземледелия и экопользования Участие в однодневной экологической экспедиции учащихся на одну из городских ООПТ. Абдуллина П.В. учитель биологии ГБОУ СОШ №77, Авдеева А.В. зав. биологическим отделом ДДТ Петроградского района; сотрудник дирекции ООПТ СПб. | 6 | Мастер- класс по использованию охраняемой территории для игровой и исследовательской деятельности. | 14-18 мая | ||
2 | Что стоит за знаком «экологически чистый продукт»? | 2 | Проведение занятия в магазине экологически чистой продукции «Медведь». | октябрь | ||
3. | Литературная встреча «Юные поэты и писатели о братьях наших меньших» | 2 | Обмен опыта взаимодействия с животными | февраль | ||
Итого | 10 | |||||
Итоговый контроль. Разработка рекомендаций о правильном питании, проведение занятий с предоставлением фотоотчета. | ||||||
II. Гуманная педагогика как основа современной педагогики. | ||||||
1. | Музей как хранилище информации и площадка для интерактивных занятий | 3 | Экскурсия в музей РГПУ им. Герцена | октябрь | ||
Итого: | 3 | |||||
Итоговый контроль. Разработка и проведение занятия по новым учебникам. | ||||||
III. Значение и результат экологического образования | ||||||
1. | Народные традиции мудрого взаимодействия с природой. | 3 | Экскурсия в музей этнографии, | ноябрь | ||
2. | «Что могут изменить дети?» (из опыта работы педагогов города) Круглый стол на базе СПбГУ ИТМО | 3 | Круглый стол с участием педагогов и представителей экологических служб | апрель | ||
Итого | 6 | |||||
Итоговый контроль. Участие в городской экологической акции с предоставлением материалов.
| ||||||
IV. Популяризация опыта работы образовательных учреждений в области экологического образования и воспитания | ||||||
1. | Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников | 4 | Знакомство с опытом работы детских садов Петроградского района | октябрь | ||
2.
3. | Формы экологической деятельности в современном образовательном учреждении Занятие 1 - Неделя экологии в начальной школе Киселева В.Л. учитель химии ГБОУ СОШ № 77 | 3 | Посещение открытых уроков и занятий внеурочной деятельности | 2-9 апреля | ||
Занятие 2 - Экологический практикум учащихся 10-х классов Киселева В. Л. учитель химии ГБОУ СОШ №77, Авдеева А.В. зав. биологическим отделом ДДТ Петроградского района, Кудрявцева Т.П. методист РЦ. | 4 | Навыки проведения экологического эксперимента на объектах окружающей среды для решения вопросов общественного экологического мониторинга | 28-31 мая | |||
Итого: | 11 | |||||
4. | Деятельность СМИ, ориентированных на пропаганду экологической информации Знакомство с экологической программой «Последняя среда» Артемова Т.П. журналист | 4 | Встреча с представителями экологических СМИ | декабрь | ||
Итого | 4 | |||||
Итоговый контроль. Разработка презентации «Мой экологический портрет» на круглом столе с представителями экологических СМИ. | ||||||
Всего | 57 |
6. Организационное сопровождение программы
Мероприятия проводятся на базе ДДТ, школ, дошкольных учреждений Петроградского района, создающих единое образовательное пространство, а также в различных научных и образовательных учреждениях по согласованию со специалистами в том числе: РГГПУ, ИТМО, С-ПбГУ, музеях, общественных организациях и т.д..
Информация о предстоящих мероприятиях размещается на интернет ресурсах, рассылается по электронной почте, дополнительно передается по телефонной связи.
|
|
К каждому занятию готовятся раздаточные материалы: демонстрационные, анкеты,
опросники по темам модулей; распечатки; методические пособия.
Кадровое обеспечение программы
- В деятельности по реализации программы на постоянной основе заняты:
Скворцов В.В., доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии биологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, научный руководитель ресурсного центра,
- Кондратюк И.П., зам. директора по естественнонаучному направлению ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии, аналитик ресурсного центра,
- Кудрявцева Татьяна Петровна, методист, педагог высшей квалификации ДДТ Петроградского района, методист ресурсного центра
- Яговдик Ольга Германовна, тьютер ресурсного центра
- Авдеева Анна Викторовна, педагог высшей квалификации, зав. биологическим отделом ДДТ Петроградского района, методист ресурсного центра.
- К работе на временной основе будут привлечены:
Андреева Ю.И. член Союза писателей Санкт-Петербурга,
Тарбаева В.М. доктор биологических наук, руководитель МОО «Природоохранный союз».
Рыбалко А.Е. доктор геологических наук.
Педагоги ДДТ и ГБОУ СОШ № 77 Петроградского района.