Наводящие вопросы, если ребята затрудняются

Урок в рамках элективного курса для 8-11 классов:        «Бандеровский плен»

 

АВТОРЫ:

Никифорова Ирина Валерьевна,

учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);

Костыря Григорий Валерьевич,

учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);

Цель: помочь учащимся постигнуть особенности бандеровской идеологии – идеологии фашизма, бесчеловечности – на примере содержания в плену.

Задачи:

1. Провести параллель содержания в бандеровском плену и содержания в фашистских концлагерях и лагерях смерти.

2. Привести учащихся к осуждению бесчеловечности сторонников бандеровского режима.

3. Убедить учащихся в необходимости гуманного отношения к любому человеку, даже к врагу.

4. Контурно очертить задачи сторонников бандеровского режима, которые удерживают пленных.

5. Ещё раз поднять проблему освобождения наших соотечественников в плену.

Заставка к уроку: звонарь бьёт в колокол.   

Ход занятия

Вызов информации.

Учитель. Сейчас я покажу вам несколько страшных по своему содержанию фотографий. Везде на переднем плане изображены ополченцы или мирные жители.

Демонстрируется ролик «Бандеровский плен» https://vk.com/club149405295?z=video-149405295_456239074%2Fvideos-149405295%2Fpl_-149405295_-2

Подумайте, в каких ситуациях были сделаны подобные фото? (Они были сделаны в плену, при захвате наших бойцов в плен).

Как вы думаете, какова будет сегодня тема нашего занятия? (Плен)

Как известно, захватчики могут обращаться с пленными по-разному. Традиционно русские и советские солдаты обращались с пленными гуманно, человечно. Мы сегодня говорим о том, как с пленными обращаются… (Бандеровцы, фашисты).

Попробуйте сформулировать тему урока.

БАНДЕРОВСКИЙ ПЛЕН

Учитель. На войне страшно погибнуть. Но ещё страшнее оказаться в плену, тем более, у фашистов. Вы уже немало знаете об ужасах фашистского плена в годы Вел. Отеч. войны. Вспомните, что вам об этом известно. (Ребята вспоминают). На уроке мы узнаем о том, как поступают с пленными сейчас. 

Известно, что в плену сегодня находится более 1500 человек. Их же точное количество не знает никто. Называют цифру до 5 тысяч. И мы будем говорить на занятии об этих наших соотечественниках. Разговор начнём с рассказа ополченца, пережившего ужасы плена.

Текст 1. Бандеровский плен. Рассказ бойца Новороссии Ди

Осенью 2014-го оказался в плену. Нас было 18: несколько ополченцев, но большинство - мирные, взятые по доносам "доброжелательных" соседей.
Держали в подвале. Бетонные полы, куча труб, баков, сыро, холодно, комары! Помещение – 3 на 4 м. Кровати - две! Спали по очереди. Все приходилось выпрашивать, даже воду! Кормили - когда раз в день, когда два, а случалось, вообще не кормили. Еда - капуста с картошкой, иногда просто буханка хлеба.

Пытали. Например, ломали пальцы плоскогубцами. Одним из развлечений у них было прокалывать опухшие связанные за спиной руки пленных, и смотреть, у кого струя крови дальше брызнет. Мне пытались отрезать ухо, но я не дался. Одного парнишку у меня на глазах забили до смерти. Но и того, кто сделал это, через неделю привезли с простреленными ногами.
 Перед пыткой связывали, и надевали пакет на голову, поэтому кто пытал – мы не видели. В основном выбивали признание в связях с врагами и где деньги дома лежат. Потом приезжали домой и грабили. Забирали всё: машины, ноутбуки, даже белье!

По утрам нас выводили в центр лагеря и заставляли орать гимн Украины. В интернете потом видел нас. Кто-то из них снимал и выкладывал. Зрелище… Слёзы наворачиваются, когда смотришь со стороны на полураздетых, переломанных, перевязанных тряпками парней…
На работы выгоняли без выходных. Работали с раннего утра и до темноты.
Всё время мучила и пугала неизвестность. Как получалось, поддерживали друг друга.

Нас тщательно прятали от начальства. А уж о визитах представителей международных организаций по правам человека не могло быть и речи!
К счастью, мне и многим моим товарищам удалось вырваться.

А сейчас прозвучит музыка «Плен». Попробуйте понять, что чувствовал человек, оказавшийся в плену.

Задание. Подчеркните в тексте фразы, словосочетания, к-рые наиболее ярко свидетельствуют об ужасах бандеровского плена (спали по очереди, ломали пальцы плоскогубцами, прокалывали руки пленным, пытались отрезать ухо, надевали пакет на голову, забили до смерти, грабили, забирали даже бельё, работали до темноты).

Вопросы.

1. Зачем бандеровцы берут в плен и удерживают большое количество пленных? (Это бесплатная и бесправная рабочая сила, за счёт чего можно обогатиться. Пленных можно безнаказанно грабить).

2. Почему бандеровцы не создают пленным нормальные условия проживания и работы? (Они бесчеловечны. Человеческая жизнь для них не представляет ценности. У бандеровцев, в отличие от пророссийски настроенных повстанцев нет убеждения, что гуманно надо обращаться с любым человеком, даже врагом. Они чувствуют свою полную безнаказанность).

3. Что вас особенно поразило в рассказе бойца?

4. Приведите конкретные примеры, когда нарушаются права пленных на жизнь и личную неприкосновенность. (Забили до смерти, ломали пальцы плоскогубцами, прокалывали руки пленным, пытались отрезать ухо, надевали пакет на голову).






Учитель.

1.  Как вы думаете, в рассказе шла речь о пленных, захваченных на законных основаниях или о содержащихся в тайных, незаконных тюрьмах? Ответ обоснуйте. (Это были пленные, содержащиеся в тайных тюрьмах, о чём свидетельствует то, что их прятали не только от международных организаций, но даже от вышестоящего начальства).

2. Как можно назвать людей, которые совершают незаконные действия, в том числе удерживают пленных? (Преступники).

3. Подумайте теперь, чем должно отличаться положение пленных в плену у преступников и в законных, государственных тюрьмах? (В государственных, законных тюрьмах должны соблюдаться права человека, отношение должно быть более гуманным, должны быть приемлемые условия содержания, оказываться медицинская помощь, должны присутствовать международные организации, поддерживается связь с родными).

Учитель. Действительно, в государственных тюрьмах должен соблюдаться закон. Как же всё обстоит на Украине с политзаключёнными и пленными на самом деле? Об этом узнайте из текста 2.

Текст 2.

В настоящее время под следствием и судом находится несколько сотен узников совести. Нередко следствие убеждается в их полной невиновности, но их по 2-3 года продолжают держать в тюрьме уже без всяких оснований.

Символом страданий русских узников совести стал гражданин России Евгений Мефёдов. 2 мая 2014-го, в Одессе, Евгений чудом спасся, спустившись по верёвке с 3-го этажа горящего Дома Профсоюзов. Обожжённый, он был увезён не в больницу, а в милицию, и сразу же задержан. За 3 года суд 6 раз отпускал его на свободу, но бандеровцы так и не позволили ему покинуть зал суда. До сегодняшнего дня он продолжает оставаться в тюрьме.  

Не менее страшна история отца и сына Долгошеев. Одесского активиста Руслана Долгошею арестовали дома. Дабы не сопротивлялся и был сговорчивее, приставляли автомат к голове его семилетнего ребёнка, а старшего, 18-летнего Владислава, арестовали. И Руслана и Влада пытали. Пытки для обоих обернулись травмами позвоночника и хромотой. Виновность обоих так же не удаётся доказать.

Пленным почти не оказывают медицинскую помощь, из-за чего почти все тяжело больны. Некоторые находятся на грани жизни и смерти. Многих посещают представители международных организаций, но почти никогда это не улучшает их положение.

Учитель.

1. В каких ситуациях наиболее ярко проявляется нарушение закона украинскими властями? (Узников не выпускают, держат в тюрьмах без всяких оснований, при аресте приставляли автомат к голове ребёнка, пытали заключённых).

2. Приведите примеры, когда представители власти проявляют свою бесчеловечную, фашистскую сущность? (Отвели пострадавшего не в больницу, а в милицию, не выпускают оправданного судом, приставляли автомат к голове ребёнка, арестовали отца вместе с сыном).

3. В этом коротком тексте перечислены далеко не все страдания пленных. Подумайте, какие ещё лишения испытывает человек, оказавшийся в неволе? (Он не видит свою семью и друзей, не может ходить на работу или учиться, пребывает в плохих условиях, отдыхать, заниматься любимыми делами. Он унижен и бесправен).

 

Учитель Во время войны, когда люди попадают в плен, есть кто-то, кто по роду своей службы обязан позаботиться об их освобождении. Подумайте, кто первую очередь был должен делать это?

Наводящие вопросы, если ребята затрудняются.

1. За людей какой национальности сражались политзаключённые (За русских. Значит, помогать должно государство русских – Россия)

2. Частью какого повстанческого движения являлись политзаключённые Украины? (Частью повстанческого движения на Донбассе).

(Учитель должен помочь сформировать убеждение, что первой на помощь должна была прийти Россия и молодые республики. Речь часто шла об их гражданах и даже о бойцах.

Текст 3. Кто и как помогает пленным. 

Обычно пленных освобождают путём обменов. В начале войны обмены происходят часто. Сторонников русского мира стараются как можно быстрее выручать. Но в декабре 2014 года состоялся обмен «всех на всех», после чего, по невыясненным причинам, обмены прекратились ровно на 3 года. Вырваться из плена стало практически невозможно. Поняв это, борцы за русский мир идут другим путём. Некоторым удаётся прятать телефоны и  выходить в интернет. Они ищут в сети неравнодушных и просят оказать посильное содействие в освобождении. Многие откликаются. В различные правительственные учреждения России и Республик, в Красный Крест и Организацию Объединённых Наций поступает немало писем с просьбой помочь. Они остаются без конструктивных ответов. В то же время возникают группы, где узникам помогают продуктами и лекарствами, где активисты постоянно пишут о пленных, не позволяя замолчать проблему. Стихийно формируется движение, оказывающее разную помощь. Оно объединяет тысячи человек.

В мае 2017 года несколько узников, понимая, что на Россию и Республики надеяться не приходится, образуют Союз Военнопленных и Политзаключённых. Они обнародуют случаи бесчеловечного обращения с пленными, нарушения закона, обращаются в международные организации, к участникам Минских переговоров с требованием оказать помощь тяжелобольным и пожилым узникам, с предложением помочь с процедурой обмена. Этим людям угрожает серьёзная опасность: их могут пытать, просто убить. Но они не отступают и даже в плену продолжают борьбу.

Под давлением общественности в декабре 2017 года обмены пленными возобновились.

Вопрос.

1. Кто занимается помощью узникам? В чём заключается помощь? (Неравнодушные люди. Они помогают продуктами и лекарствами, не позволяют замолчать проблему.)

Учитель. Сейчас мы посмотрим ролик, на котором неравнодушные люди выступают за свободу политзаключённых.

Демонстрация ролика «День Конституции» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239039%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

Учитель. Среди пленных немало героев ополчения. Многие погибли, многим ещё суждено погибнуть в плену. В память о них прозвучит песня, посвящённая героям русского сопротивления.

Звучит песня группы Любэ «Нас не накроют флагом военным»

 

Закрепление.

Задание 1. Назовите значение данных цифр и дат.

5000

Декабрь 2014

Май 2017

Декабрь 2017

Задание 2. Учитель зачитывает учащимся начала предложений и предлагает их завершить.

1. Бесчеловечная сущность фашизма наиболее наглядно проявляется в отношении бандеровцев к … (пленным).

2. С любым человеком, в том числе пленным, необходимо обращаться … (здесь надо добиться двух вариантов ответа: по-человечески (гуманно), по закону).

3. Помощь борцам за русский мир должны оказывать: (Россия, Республики, международные организации).

4. В мае 2017 года наиболее отважные и самоотверженные узники создали … (Союз военнопленных и политзаключённых).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: