Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске
А.И. Бабкин, А.С. Морозов
КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОГО ПРИВОДА
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования
Северодвинск
2011
УДК 621.81
Бабкин А.И., Морозов А.С. Кинематические расчеты общепромышленного привода. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. – Северодвинск, РИО Севмашвтуза, 2011. – 33 с.
Ответственный редактор: к.т.н., доцент А.В. Руденко.
Рецензенты: к.т.н., доцент Д.В. Кузьмин;
Генеральный директор ЗАО НТЦ «Базис» В.А. Базанов.
Учебно-методическое пособие «Кинематические расчеты общепромышленного привода» предназначено для студентов технических специальностей, выполняющих курсовой проект «Проектирование общепромышленного привода» при изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования».
|
|
Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал, необходимый для определения кинематических и силовых параметров проектируемого привода.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.
ISBN 5-7723- Ó Севмашвтуз, 2011 г.
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1 Предварительные расчеты и анализ работы привода............................... 4
1.1 Исходные данные................................................................................. 4
1.2 Анализ работы привода...................................................................... 4
1.3 Срок службы привода......................................................................... 5
2 Кинематические и силовые расчеты привода............................................. 6
2.1 Выбор электродвигателя..................................................................... 6
2.2 Разбивка передаточного числа привода............................................. 9
2.3 Расчет кинематических и силовых параметров привода................... 13
3 Пример выполнения расчетов..................................................................... 15
Приложение 1 Общие сведения об асинхронных электродвигателях
общепромышленного применения............................................................ 21
Приложение 2 Характеристики асинхронных трехфазных электродвигателей
с короткозамкнутым ротором общепромышленного применения......... 25
Список литературы......................................................................................... 33
Введение
Данное пособие является первым в серии учебно-методических пособий, предназначенных для помощи студентам при курсовом проектировании по теме «Проектирование общепромышленного привода».
|
|
В данных пособиях будут рассматриваться вопросы проектирования приводных устройств конвейеров, грузовых тележек, лебедок, подъемников, питателей, смесителей и других средств механизации, широко применяемых в различных отраслях промышленности и использующие большинство деталей и узлов общемашиностроительного применения.
Пособие «Кинематические расчеты» затрагивает вопросы проектирования на предварительном этапе. В нем описан выбор электродвигателя, даны рекомендации по разбивке передаточного числа привода по ступеням, приведен пример расчета параметров привода. В приложении приведены характеристики асинхронных трехфазных электродвигателей, рекомендованных для применения в приводных устройствах.
1 Предварительные расчеты и анализ работы привода
Основные требования, предъявляемые к создаваемому приводу: требуемая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, безопасность, удобство эксплуатации, экономичность, техническая эстетика. Этими требованиями следует руководствоваться при принятии конструктивных решений на всех этапах проектирования.
Исходные данные
Исходными данными при проектировании привода являются:
· кинематическая схема привода, его примерная компоновка;
· срок службы L;
· условия эксплуатации привода.
Дополнительно для приводов ленточных транспортеров:
· скорость движения конвейера v;
· тяговое усилие F;
· диаметр барабана D.
Для приводов цепных транспортеров:
· скорость движения конвейера v;
· тяговое усилие F;
· число зубьев тяговой звездочки z;
· шаг тяговой цепи t.
Для приводов поворотных платформ:
· Вращающий момент T;
· Скорость вращения платформы nвых;
· Диаметр платформы D.
Анализ работы привода
Выполнение работы следует начинать с изучения схемы привода.
По выданному заданию необходимо проанализировать назначение привода и условия его работы, изучить конструкцию его элементов по атласам или другой подобной литературе. В задании дано место использования привода и определены условия его эксплуатации – количество рабочих смен, интенсивность использования, характер рабочей нагрузки, реверсивность и т.д.
Приводные устройства включают электродвигатель, одно-, двух- или трехступенчатые редукторы, открытые передачи (ременные, цепные) и муфты. Проектируемый привод будет массового или единичного производства малой или средней мощности, имеющий постоянную или мало меняющуюся нагрузку.
Двигатель и редуктор являются основными элементами проектируемого привода. Заданием предусмотрено проектирование цилиндрических, коническо-цилиндрических или червячных редукторов.
Для проектируемых приводов рекомендуется использовать асинхронные трехфазные двигатели. Эти двигатели наиболее универсальны. Они имеют закрытое и обдуваемое исполнение, что позволяет применять их для работы в загрязненных условиях, на открытых площадках и т.п. Двигатели используются для приводов механизмов, имеющих постоянную или маломеняющуюся нагрузку при длительном режиме работы, имеют повышенные пусковые моменты. Они могут работать в любом направлении, обеспечивая при необходимости реверсивность привода.
Срок службы привода
Срок службы (ресурс) , ч, определяется по формуле:
,
где – срок службы привода, лет;
– количество рабочих дней в году ( = 250 или 365 дней при пятидневной или семидневной рабочей неделе соответственно, в зависимости от характера производства);
– коэффициент годового использования (если не указан в задании, то = 1);
|
|
– количество смен ( = 1, 2 или 3 смены);
– продолжительность смены ( = 8 часов);
– коэффициент загрузки за смену.
Так как в задании не сказано о характере изменения тягового усилия F за время эксплуатации, считаем как самый неблагоприятный вариант, что режим нагрузки – постоянный, т.е. за все время работы привода рабочая нагрузка не меняется, и равна тяговому усилию F.
2 Кинематические и силовые расчеты привода
Выбор электродвигателя
2.1.1 Требуемая мощность привода:
для транспортеров:
,
для поворотных платформ:
,
где – требуемая мощность привода, кВт;
F – тяговое усилие на конвейере, кН;
v – скорость движения конвейера, м/с;
T – вращающий момент, кН×м;
w – угловая скорость вращения платформы, сек –1;
– скорость вращения платформы, об/мин.
2.1.2 Требуемая мощность электродвигателя:
,
где – требуемая мощность электродвигателя, кВт;
– КПД привода;
– КПД отдельных звеньев кинематической цепи, примерные значения которых приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Значения КПД элементов привода
Тип элемента привода | |
Зубчатая передача (закрытая): цилиндрическая коническая | 0,97…0,99 0,96…0,98 |
Зубчатая передача (открытая): цилиндрическая коническая | 0,93…0,95 0,92…0,94 |
Червячная передача (закрытая): | |
Ременная передача: с плоским ремнем с клиновыми (поликлиновым) ремнями | 0,96…0,98 0,95…0,97 |
Цепная передача: открытая закрытая | 0,92…0,95 0,94…0,96 |
Муфта соединительная | 0,98 |
Подшипники качения (одна пара) | 0,99 |
Примечание: КПД червячных передач сильно зависит от передаточного числа, которое на данном этапе проектирования неизвестно, поэтому предварительно рекомендуется принять . После окончательного определения передаточного числа следует уточнить КПД червячного редуктора и всего привода.
2.1.3 Подбор электродвигателей
Двигатель подбирается по передаваемой мощности. Условие выбора:
,
где – мощность двигателя по каталогу.
Для асинхронных двигателей допускается перегрузка 8% – при постоянной нагрузке, и 12% – при переменной нагрузке.
|
|
В большинстве случаев можно подобрать несколько электродвигателей требуемой мощности, с разными скоростями вращения. Данные о выбранных электродвигателях необходимо свести в таблицу 1.2.
Если мощность двигателя по каталогу больше требуемой мощности , то расчетная мощность двигателя . Если двигатель работает с перегрузкой (), то .
Таблица 1.2
Параметры выбранных электродвигателей
Обозначение электродвигателя | Мощность P, кВт | n эд. ном., об/мин | u привода | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
2.1.4 Передаточное число привода
Передаточное число привода для каждого варианта электродвигателя:
,
где – частота вращения приводного вала рабочей машины:
для ленточных транспортеров, грузоподъемных и прочих машин:
,
для цепных транспортеров:
,
где – линейная скорость тягового органа, м/сек;
D – диаметр барабана, мм;
t – шаг тяговой цепи для цепных транспортеров, мм;
z – число зубьев тяговой звездочки.
Для поворотных платформ указано в задании.
2.1.5 Определение диапазона передаточных чисел привода
Передаточное число привода равняется произведению передаточных чисел составляющих его ступеней:
.
Количество ступеней в приводе и виды передач определены в задании. Если в кинематической схеме передачи какого-либо одного вида встречается более одного раза (например, в двухступенчатом зубчатом редукторе), то обычно их различают как быстроходная и тихоходная ступени.
Рекомендованные и предельные значения передаточных чисел различных передач приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Рекомендуемые и предельные значения передаточных чисел
механических передач
Вид передачи | Твердость зубьев | Передаточное число | |
Закрытая цилиндрическая зубчатая: | |||
тихоходная ступень во всех редукторах () | £ 350 HB | 2,5…5,6 | до 6,3 |
40…56 HRC | 2,5…5,6 | до 6,3 | |
56…63 HRC | 2…4 | до 5,6 | |
быстроходная ступень в редукторах по развернутой схеме () | £ 350 HB | 3,15…5,6 | до 8 |
40…56 HRC | 3,15…5,6 | до 7,1 | |
56…63 HRC | 2,5…4 | до 6,3 | |
быстроходная ступень в соосном редукторе () | £ 350 HB | 4…6,3 | до 8 |
40…56 HRC | 4…6,3 | до 7,1 | |
56…63 HRC | 3,15…5 | до 6,3 | |
Открытая цилиндрическая зубчатая | £ 350 HB | 3…7 | до 16 |
Коробка передач | любая | 1…2,5 | до 3,1 |
Закрытая коническая зубчатая | £ 350 HB | 1…4 | до 6,3 |
³ 40 HRC | 1…4 | до 5 | |
Открытая коническая зубчатая | £ 350 HB | 2…4 | до 8 |
Червячная | – | 16…50 | 8…80 |
Ременная с клиновыми и поликлиновыми ремнями | – | 2…4 | 1,5…8 |
Цепная | – | 1,5…5 | до 10 |
По табличным данным можно определить диапазон, в котором будет находится передаточное число привода.
, .
В исключительных случаях в качестве минимальной или максимальной величины можно принимать предельные значения передаточного числа.
Передаточное число привода должно находится внутри этого диапазона:
Варианты приводов, передаточное число которых не попадает в указанный диапазон можно исключить из рассмотрения. Из оставшихся вариантов необходимо выбрать один, обеспечивающий минимальные габариты и массу (следовательно, и стоимость) привода.
Обычно из оставшихся вариантов выбирают электродвигатель с меньшей частотой вращения, так как этот вариант имеет меньшее передаточное число привода, и, следовательно, меньшую массу и габариты. Кроме того, следует помнить, что чем меньше скорости вращения в приводе, тем меньше износ, шум, вибрация. Поэтому при всех одинаковых параметрах следует отдавать предпочтение вариантам с электродвигателями с меньшими скоростями вращения, хотя они больше по габаритам, массе и стоимости. Но проигрыш в массе электродвигателя, как правило, гораздо меньше, чем выигрыш в массе механических передач всего привода.