МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Экономический факультет
Кафедра менеджмента и экономической теории
| ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
| На заседании Учебно-методического совета экономического факультета Протокол № 4 «8» июня 2017 г. | Зам. директора по учебной работе ______________Хамитов И.С. «______»_____________2017 г. |
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (Б2.П.1)
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) программы «Управление малым бизнесом»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Очная и заочная форма обучения
2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 №7 (в ред.от 2004.2016), зарегистрированного в Минюсте России 9 февраля 2016 г. N 41028, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Авторы:
д.э.н., профессор Барлыбаев А.А., д.э.н. профессор Ситнова И.А.,к.э.н., доцент Рахматуллин И.М., к.э.н., доцент Якшимбетова Г.И.
Рецензент:
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов Ярмухаметов З.Г.
Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента и экономической теории 11 мая 2017 года (протокол № 10).
Содержание
| 1. | ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ………………………… | 4 |
| 2. | ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ……………………... | 6 |
| 3. | Место ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики в структуре ООП | 9 |
| 4. | Формы проведения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики…… | 10 |
| 5. | Место и время проведения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики…………………………………………………………….... | 11 |
| 6. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики…………………………………………………………..….. | 13 |
| 7. | Структура и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики………………………………………………………….…... | 15 |
| 8. | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике……... | 21 |
| 9. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике ….………………………....….. | 23 |
| 10. | Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности.….......................................... | 27 |
| 11. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций……… | 29 |
| 12. | Учебно-методическое и информационное обеспечение ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики ……………. | 48 |
| 13. | Материально-техническое обеспечение ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики………………………………… | 51 |
| 14 | ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………. | 52 |
| 15. | ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….………… | 56 |
Цели ПРОИЗВОДСТВЕННОЙпрактики
Одним из главных требований к подготовке кадров высшей квалификации в рыночной экономике является связь с практикой, знание конкретных задач и проблем, обязанностей будущей практической деятельности. Важным звеном этой связи выступает производственная практика, которая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО для студентов 3 курса является важнейшей составной частью учебного процесса.
Проведение производственной практикипо получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (далее – производственная практика) регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки38.03.02 Менеджмент, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Положением о практике студентов БашГУ (2013 г.), настоящими методическими указаниями.
Производственная практика является неотъемлемой и составной частью учебного процесса в вузе и выступает средством формирования приобретенных теоретических знаний в систему профессиональных знаний, умений и навыков бакалавра – менеджера. Она направлена на формирование у студента ориентированных умений по избранной профессии и обеспечение выработки соответствующих навыков на основе глубокого изучения и участия в процессе управления реальным производством.
Прохождение данной практики предусматривает нацеленность студента на высокий уровень профессиональной подготовки, заинтересованность в эффективном использовании её возможностей для овладения будущей специальностью.
Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами умениями и навыками профессиональной деятельности и формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки бакалавра по направлению 38.03.02 Менеджмент.
Производственная практика дает возможность закрепить полученные теоретические знания и подготовиться к защите выпускной квалификационной работы. Она базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения дисциплин базовой части (правоведение, экономическая теория, теория менеджмента, маркетинг, инновационный менеджмент и др.).
Целями производственной практикиявляются:
- приобретение студентами таких профессиональных компетенций как навыков решения организационно-экономических и управленческих задач;
- углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления;
- сбор материала для написания выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).
Задачи производственной практики
К задачам производственной практики можно отнести:
- проверка и закрепление на практике полученных знаний по профилю обучения;
- знакомство с историей предприятия, определение типа организации по виду хозяйственной деятельности, правовому положению, характеру собственности, принадлежности и контролю капитала, сфере деятельности;
- подготовка схемы организационной структуры, определение её типа, выявление сильных и слабых сторон, рассмотрение горизонтального и вертикального разделения труда в организации;
- изучение модели организации как объекта управления, целей и функций менеджмента организации;
- рассмотрение миссии и цели организации;
- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с внешней средой (механистический или органический тип), признаки;
- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с человеком (корпоративный или индивидуалистический тип), признаки;
- изучение применяемых методов управления;
- определение типа организационной культуры и её признаков;
- анализ социальной ответственности и культуры организации (характеристика производственного и административно-управленческого персонала организации, его численности, средней заработной платы и профессиональной подготовки, коммуникационных связей в трудовом коллективе и их эффективности, регулирования возникающих конфликтов, принципов управления организацией).
- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления организацией по месту прохождения практики;
- разработка предложений по совершенствованию системы управления организацией;
- сбор необходимых материалов и документов для выполнения выпускной квалификационной работы;
- подготовка квалифицированных и конкурентоспособных менеджеров организации;
- подготовка к реальной профессиональной деятельности по управлению учреждением и предприятием.
В программу производственной практики может также входить знакомство с формами отчетности организации: бухгалтерским балансом, отчетами о деятельности организации (о прибылях и убытках), изучение вопросов налогообложения, расчетов с бюджетом и влияния этих расчетов на финансовые результаты работы, оценка финансового состояния организации, изучение структуры и способов сбора, обработки и хранения внутренней информации (статистической, бухгалтерской, экономической, финансовой, коммерческой, маркетинговой), оценка уровня использования этой информации в управлении организации; ознакомление с процессами подготовки и принятия управленческих решений.
Реализация цели и задач практики должна осуществляться с учетом сферы деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, миссии, стратегии и практики управления. Местом прохождения практики являются предприятия, организации и учреждения различных сфер деятельности.
В результате освоения производственной практики обучающийся должен:
Знать:
- функции, задачи, обязанности менеджеров;
- типы организационных структур управления организации;
- назначение и функции основных подразделений организаций;
- особенности формирования организационной структуры организации;
- виды управленческих решений и методы их принятия;
- процесс и способы принятия управленческих решений;
- формы ответственности за реализацию управленческих решений;
- суть этики деловых отношений, деловой этикет и протокол;
- основы делового общения;
- универсальные этические и психологические нормы и принципы;
- основы анализа деятельности хозяйствующих субъектов;
- статистические методы исследования социально-экономических процессов;
- основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;
- основные бизнес-процессы в организации;
- технологию бизнес-планирования.
Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за их реализацию;
- определять существующие недостатки в организационной структуре управления организации и формулировать предложения по их устранению;
- применять знания делового общения в своей деятельности;
- строить межличностные отношения в деловой сфере, демонстрировать высокую культуру поведения;
- применять методы системного и сравнительного анализа социально-экономических явлений;
- оценивать условия принятия организационно-управленческих решений;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- осуществлять постановку задач операционной деятельности организации;
- оценивать альтернативные варианты управленческих решений;
- обрабатывать результаты анализа операционной деятельности и использовать их при принятии управленческих решений;
- анализировать рынок и находить рыночные возможности;
- идентифицировать конкурентов и анализировать конкурентоспособность;
- формировать проектную идею в структурированный бизнес-план.
Владеть:
- методами грамотного оформления отчета по результатам проведенных работ;
- навыками работы в трудовом коллективе;
- методами принятия решений и реализации основных управленческих функций;
- навыками проведения деловых бесед и переговоров, публичных выступлений, проведения совещаний, ведения деловой переписки, в т.ч. через электронные средства коммуникаций;
- методами анализа социально-значимых проблем и процессов;
- технологиями анализа операционной деятельности организации;
- технологиями разработки отдельных составных частей бизнес-плана,
- методами расчета основных показателей эффективности проекта.






