Отбирая материал, лектор должен учитывать среднее количество информации, которое без затруднений способны воспринять слушатели. Оказывается, у читающего человека глаз перемещается не последовательно от слова к слову, а сложным движением охватывает сразу целое "поле" текста, воспринимая его содержание. В устном же рассуждении мы можем воспринять только ту мысль, которая уже прозвучала. Слушатель суммирует последовательно воспринимаемые элементы фразы, и целостность мысли зависит от того, насколько выступающий сумеет передать аудитории смысловое единство отдельных частей, показать логическую перспективу речи. В устном тексте сигналами, указывающими границы и членения текста, являются когезивные средства, к которым относятся:
· лексические средства, подчеркивающие последовательность и взаимозависимость частей речи: 1) слова и словосочетания, обозначающие субъективное отношение к высказанной мысли, например: с моей точки зрения; мне кажется; по-моему; мне думается и т. п.; 2) слова, выражающие временные и пространственные отношения, например: во-первых; во-вторых; в-третьих; следующий вопрос; далее отметим; об этом я скажу позже и т. п.; 3) различные грамматические конструкции: я отмечу, мы видим, мы должны иметь в виду и т. п. 4) ретроспективные лексические средства, отсылающие к предшествующему тексту, например: как, уже было сказано ранее; как мы знаем; как вы уже слышали; (как) вы прекрасно помните и т.п.;
|
|
5) перспективные лексические средства, показывающие перспективу развертывания текста, его продолжение, например: забегая вперед, скажу; как будет указано дальше; дальнейшее изложение покажет, что...; посмотрим, как...; мы приступим к изучению...;
· интонационные средства (мелодика, темп, тембр, ритмико-динамическое членение, интенсивность речи);
· жесты.
Все эти средства, выполняя композиционную функцию, помогают разграничивать смысловые части, определять их по степени значимости, обеспечивают преемственность изложения, последовательное развертывание текста, способствуют сохранению его единства, связности, цельности (т.е. когезии), поддерживают непрерывность речевого потока и облегчают понимание текста, воспринимаемого на слух.
Другая классификация лексических средств. В иды пргаматических высказываний:
1. Композиционные высказывания. Они помогают ориентироваться в преподносимом материале, в структуре сообщения. Эти высказывания помогают сохранить в памяти слушателей схему доклада, выступления, выполняют роль своеобразного "каркаса" (плана) излагаемого материала. Например: "Об этом говорилось в начале нашего выступления...". (Этика выступления требует, чтобы говорили не "моего", а "нашего", т.к. имеются ввиду и слушатели, и те авторы, которые опубликовали материал). "Вывод...", "повторяю...", "наконец, еще одно понятие...", "сначала мы разберем вопрос...", "первое условие...", "итак...", "сначала рассмотрим...", "переходим ко второму вопросу..." и т. п.
|
|
2. Оценочно-подчеркивающие высказывания. Они регулируют мыслительную деятельность слушателей, их восприятие излагаемого материала и его запоминание, стимулируют внимание аудитории. С помощью этих высказываний выделяются наиболее значимые, важные части материала. Например: "Хочется подчеркнуть...", "но самое главное...", "это очень важно", "это следует помнить...", "следует особенно выделить следующее...", "это очень существенно...", "но что интересно...!", "это важный материал..." и т.п.
3. Персонифицированные высказывания. Они выполняют контактную функцию и создают впечатление личностно-ориентированного, а не социально-ориентированного общения, способствуют повышению интимности общения с группой. К ним относятся высказывания с употреблением личного местоимения "я", а также использование цитат, высказываний различных людей в форме первого лица в прямой или косвенной речи. Например: "Я уже сказала вам...", "мне также хочется рассказать вам...", "я вам могу порекомендовать книгу..." и т.п.
4. Рефлексивные высказывания. Это высказывания, реализующие в речи предвидение докладчиком реакций аудитории в тех или иных ситуациях. К ним относится предвидение действий, вопросов, затруднений в восприятии и понимании материала сообщения со стороны слушателей. Выполняют контактную функцию. Например: "И у каждого из вас или, по крайней мере, у любознательных, возникает вопрос...", "наверное вы скажете...", "но вы уже наверно догадались...", "некоторые, подумав, ответят...", "вы, может быть, помните...", "для вас, наверное, этот опыт покажется несколько удивительным..." и т.п.
5. Вовлекающие высказывания. Высказывания этого вида вовлекают аудиторию в действие, в повествование. Они могут быть двух разновидностей:
а) идентифицирующие вовлекающие высказывания, которые характеризуются употреблением местоимения "мы". Они способствуют объединенности докладчика с аудиторией. Докладчик, описывая осуществляемые им действия, как бы идентифицирует себя с группой и группу с собой, подчеркивая совместность и одновременность осуществляемых ими действий. Например: "Мы наблюдаем...", "обратимся к примерам...", "мы с вами перечислили основные свойства", "мы можем судить о...", "мы говорим с вами о...", "мы это назовем...".
б) высказывания, вовлекающие аудиторию. К ним относятся высказывания, описывающие какие-то состояния и действия аудитории, которые произошли в процессе объяснения материала сообщения. Например: "Это вы уже видели...", "с этим свойством вы встречались", "вы заметили изнаете...", "то, что вы сейчас наблюдаете...", "вы помните, что...".
6. Побуждающие высказывания. Это высказывания, прямо призывающие к действию. Их цель — активизировать и регулировать деятельность аудитории, каждого отдельного слушателя. Они также бывают двух видов: призывающие к активности и тормозящие активность. ("Записи в тетрадях пока не делайте...", "не спешите с ответом...", "но не будем спешить с выводами…" и т.п.). Среди побуждающих высказываний, призывающих к активности, можно в свою очередь, выделить две разновидности:
а) высказывания. призывающие к совместной активности докладчика и слушателей ("Давайте убедимся в этом на опыте...", "давайте проверим..", "давайте подумаем над вопросом...", "давайте запомним одну вещь...";
|
|
б) высказывания, призывающие к активности только слушателей. Эти призывы могут быть обращены либо к каким-то практическим действиям ("Запишите формулу в тетрадь...", "запишите уравнение этой реакции...", "пометьте это у себя..."), либо к интеллектуальным действиям: к восприятию ("сосредоточьте свое внимание на верхней части прибора...", "обратите внимание...", "послушайте определение..."), к памяти ("вспомните, какие...", "запомните эту формулу…"), к мышлению ("подумайте над вопросом...", "все,что вы сможете, надо обосновать...", "определите, какой характер...", "вдумайтесь в причину этих преобразований...").
7. Вопросительные высказывания. Их цель — прямо или косвенно активизировать интеллектуальную деятельность слушателей. Прямая активизация осуществляется за счет вопросов, обращенных к аудитории, отдельным слушателям. Косвенное побуждение осуществляется за счет риторических вопросов (вопросов, не требующих ответа. Ответ на них дается самим докладчиком. Однако сам факт обращения к слушателям заставляет их вступать вболее активный контакт с докладчиком.).